Страховщиков остается все меньше

Страховщиков остается все меньше

На местном страховом рынке начинается процесс масштабной консолидации бизнеса. Небольшие игроки, допустившие просчеты в работе на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), со скандалами покидают рынок.

На местном страховом рынке начинается процесс масштабной консолидации бизнеса. Небольшие игроки, допустившие просчеты в работе на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), со скандалами покидают рынок. А их более удачливых коллег, сумевших занять ниши на региональном рынке, поглощают крупные страховые группы, причем зачастую с западным капиталом.


В прошлом году на петербургском страховом рынке произошло два первых громких краха. Сперва, в конце весны, исчезло руководство страховой компании "Доверие", головной офис которой располагался в самом начале Невского проспекта. А летом вслед за "Доверием" рынок покинуло, хотя и с меньшим скандалом, Страховое общество Содружества Независимых Государств. По прогнозам экспертов, крах небольших компаний продолжится и в этом году, и в следующем. Слишком многие из них решили компенсировать за счет продаж полисов ОСАГО свои высокие убытки по добровольному автострахованию (автокаско). Теперь, когда убыточность по ОСАГО возросла с прежних 30% от годовых сборов до 60%, эти страховщики снова оказываются на грани финансового краха, не имея возможности заткнуть дыры за счет премий по новым обязательным программам. "На сегодняшний день уже у 10 страховщиков отозваны лицензии на право осуществления ОСАГО. Основные причины разорения компаний -- непродуманная стратегия выхода на рынок ОСАГО и рискованная политика в области автокаско, -- говорит заместитель генерального директора страховой компании "Русский мир" Евгений Гуревич. -- В большей степени это касается компаний, у которых доля автострахования (ОСАГО и автокаско) в страховом портфеле превышала 50-60 процентов. Страховщики, у которых отозвана лицензия, оказались просто не в состоянии урегулировать убытки по заключенным договорам".
Грядут банкротства
При этом, уверен господин Гуревич, количество страховщиков, работающих на рынке автострахования, будет сокращаться. "Это объективный процесс. На рынке останутся те компании, которые смогли правильно организовать процесс и грамотно выстроить не только систему продаж, но и систему урегулирования убытков, а остальные будут постепенно уходить", -- считает он. "Через год можно ожидать сокращения числа компаний, имеющих право на осуществление ОСАГО", -- согласен с коллегой управляющий по маркетингу петербургского филиала ОСАО "РЕСО-Гарантия" Сергей Бровко. Хотя скандальные банкротства наносят определенный ущерб репутации страховщиков в целом, крупные компании только радуются сокращению числа небольших, но все же конкурентов, которые своими демпинговыми тарифами оттягивали на себя значительное число их потенциальной клиентуры. А пролоббированное крупными страховщиками принятие новых жестких нормативов деятельности, в частности повышение минимальных размеров уставного капитала для страховых и перестраховочных организаций и запрет совмещения страхования жизни и других видов страховой деятельности, вынуждает мелкие компании уходить с рынка или за бесценок продавать свой бизнес более крупным страховщикам.
Без схем
Резко сбросили свои обороты на рынке и так называемые схемные компании, помогающие предприятиям с помощью страхования уклоняться от уплаты различных налогов. Это произошло благодаря тому, что Федеральная служба страхового надзора наконец спохватилась и показательно отозвала лицензии у нескольких недобросовестных московских страховщиков. В результате остальные компании, активно работающие с "серыми" схемами, провели реструктуризацию и принялись заниматься классическими видами страхования. Это моментально сказалось на расстановке сил не только на московском, но и на местном рынке. В прошлом году в лидерах рынка числилась страховая компания "Помощь" с долей рынка в 13,5%, далее следовали "РЕСО-Гарантия" (9,2%), "Русский мир" (7,7%), "Росгосстрах" (6,9%), "Надежда Балтики" (4,2%), а за ними в списке лидеров числились "Прогресс-Нева" (4,0%), "Ингосстрах" (3,8%), РОСНО (3,6%) и ЖАСО (3,5%). По итогам первого квартала текущего года на первое место вышла компания "Русский мир" с долей рынка в 11,6%, следом с небольшим отрывом идет "РЕСО-Гарантия" (10,7%), далее следуют РОСНО (6,5%), "Росгосстрах" (5,8%), "Ингосстрах" (5,8%), ЖАСО (5,7%), "Прогресс-Нева" (4,8%), "Согаз" (4,3%) и "Медэкспресс" (2,7%).
Все на продажу
С осени прошлого года идет активное поглощение петербургских страховых компаний московскими финансовыми группами. Лишь в последний момент сорвалась сделка по продаже крупнейшего страховщика Петербурга -- СК "Русский мир" -- Внешторгбанку (ВТБ), завершающему поглощение Промышленно-строительного банка (ПСБ). Вместо продажи своего бизнеса ВТБ акционеры родственного ПСБ "Русского мира", напротив, приобрели контрольный пакет акций небольшой петербургской компании "Круиз-С", специализирующейся на рынке медицинского страхования. Миноритарными акционерами и клиентами "Круиз-С" являются такие промышленные гиганты судостроительной отрасли, как Балтийский завод и "Адмиралтейские верфи". И благодаря крайне небольшой по своему объему сделке (эксперты оценили ее максимум в $150 тыс.) "Русский мир" не только получил базу клиентов "Круиз-С" по обязательному медицинскому страхованию, но и серьезно укрепил свои связи с крупнейшими в городе потребителями услуг по ДМС.
А вот другие влиятельные на петербургском рынке страховые компании, в отличие от "Русского мира", поглощения избежать не сумели. В середине декабря прошлого года с разницей всего в неделю о смене владельцев сообщили два известнейших на местном рынке игрока: "Прогресс-Нева" и "АСК-Петербург". 100% акций "Прогресс-Невы" выкупила у топ-менеджмента этой компании московская группа "Ренессанс-Страхование", а генеральный директор страховой компании "АСК-Петербург" Лев Панеях продал 74% акций московской страховой компании "Межрегиональное страховое соглашение". Весной объектом продажи стала страховая компания "Медэкспресс", контролирующая 23% местного рынка добровольного медицинского страхования. Контрольный пакет компании, выкупив 48,9% акций у немецкого холдинга RV-Invest известного немецкого инвестора Вольфганга Ванда и доли миноритарных акционеров "Медэкспресса", приобрела московская страховая компания РОСНО, в свою очередь на 47,2% принадлежащая германской страховой группе Allianz. В результате РОСНО теперь принадлежит четверть рынка ДМС.
"Процессы слияний и поглощений действительно усиливаются, на рынке скоро останутся только достаточно крупные игроки, -- констатирует господин Гуревич. -- Наблюдается отчетливая тенденция сокращения количества страховых компаний. Если в середине 1990-х лицензии на страхование имели свыше 2 тыс. компаний, то, по данным на начало 2006 года, это число сократилось практически вдвое: в государственном реестре страховщиков в начале января было зарегистрировано уже лишь 1075 страховых организаций".
Автострахование набирает обороты
Лидером по темпам роста собираемой премии в Петербурге в 2005 году вновь стало добровольное автострахование. Объем премий по страхованию автомобиля от угона и ущерба ежегодно увеличивается как минимум на 25%. Основной причиной опережающих темпов развития каско является то, что горожане все больше средств тратят на приобретение иномарок. В прошлом году, по данным автодилеров, продажи иностранных автомобилей впервые превысили продажи российских машин. "Еще одна тенденция, способствующая росту количества договоров страхования автокаско, состоит в том, что люди стали меньше покупать подержанные автомобили и предпочитают брать кредит в банке для приобретения новых автомобилей средней и высокой ценовых категорий. А при покупке нового автомобиля обязательным требованием банка является оформление договора страхования каско на машину, пока кредит не погашен и она находится в залоге, -- поясняет господин Гуревич из "Русского мира". -- Кроме того, страховать свой автомобиль просто становится хорошим тоном. Поэтому можно смело прогнозировать бурный рост этого сегмента рынка и в следующем году, в основном за счет обновления российского автопарка".
ИВАН МАКАРОВ