Инвестиционный фонд оказался на платной дороге

Инвестиционный фонд оказался на платной дороге

Вчера в рамках X Петербургского международного экономического форума инвестиционная комиссия Министерства экономического развития одобрила первые четыре проекта, претендующие на получение средств из Инвестиционного фонда РФ.

Вчера в рамках X Петербургского международного экономического форума инвестиционная комиссия Министерства экономического развития одобрила первые четыре проекта, претендующие на получение средств из Инвестиционного фонда РФ. Среди них оказался Западный скоростной диаметр и участок платной автомагистрали Москва -- Петербург. С подробностями -- МАРИЯ СТРАХОВА.


Незадолго до заседания инвестиционной комиссии механизмы частно-государственного партнерства (ЧГП) обсуждали на одном из круглых столов на экономическом форуме. Эта тема в последние годы является основным лейтмотивом государственной экономической политики. "Привлечение частного бизнеса в развитие инфраструктуры необходимо, но государство должно играть важную роль в создании институтов и формировании инфраструктуры, которая позволит развивать сотрудничество", -- заявил вице-премьер Александр Жуков, подчеркнув, что главная задача государства в этом вопросе -- снизить риски бизнеса и повысить эффективность самих проектов. В пример господин Жуков привел принятый в прошлом году закон о концессиях -- буквально две недели назад правительство РФ утвердило форму типового концессионного договора.
По мнению вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Игоря Юргенса, ЧГП выгодно инвесторам. Для бизнеса -- это прежде всего гарантия дохода на определенный срок и политическая поддержка в реализации проектов, для государства -- привлечение инвестиций в реализацию затратных инфраструктурных проектов. Новые методы партнерства требуют новых инструментов, которыми призваны стать особые экономические зоны и Инвестиционный фонд. "Особые экономические зоны -- это очень сильнодействующий инструмент", -- подчеркнул Александр Жуков, отметив, впрочем, что уже имеющийся у России опыт создания таких зон нельзя назвать позитивным. Попытки организации ОЭЗ предпринимались еще в 1990-х годах, но они фактически превратились во внутренние офшоры, пригодные только для ухода от налогов. Новые ОЭЗ, по мнению господина Жукова, должны стимулировать развитие обрабатывающей промышленности, высоких технологий. На сегодняшний день принято решение о создании шести ОЭЗ: технико-внедренческие зоны создаются в Петербурге, Зеленограде, Дубне и Томске, промышленно-производственные -- в Липецкой области и Татарстане. В ближайшее время должно быть утверждено решение о создании ОЭЗ третьего типа -- туристско-рекреационных.
Что касается Инвестиционного фонда как инструмента реализации ЧГП, то его роль -- снижение рисков бизнеса путем финансирования на начальном этапе. Первыми проектами, которые будут реализованы с использованием средств из Инвестфонда, скорее всего станут строительство Западного скоростного диаметра в Петербурге, который Инвестфонд профинансирует на 28 млрд рублей, участка платной автотрассы Москва -- Санкт-Петербург (25,8 млрд рублей), комплекса нефтеперерабатывающих заводов компании "Татнефть" в Нижнекамске (16,5 млрд рублей), а также комплексное развитие Нижнего Приангарья (34 млрд рублей). Вчера эти проекты одобрила инвестиционная комиссия Минэкономразвития. Теперь, чтобы получить средства, им осталось пройти через правительственную комиссию.