Выставка инструментов из коллекции царской семьи

Выставка инструментов из коллекции царской семьи

Музыкальные инструменты императора Александра Первого и его супруги Елизаветы Алексеевны. На выставке в Шереметьевском дворце представлены инструменты российских самодержцев.

Музыкальные инструменты императора Александра Первого и его супруги Елизаветы Алексеевны. На выставке в Шереметьевском дворце представлены инструменты российских самодержцев. Репортаж Екатерины Перрен.

Царь, «который Россию поднял на дыбы» и в музыки имел соответствующие пристрастия - любил бить в барабаны. Но, к сожалению, ударные, на которых виртуозно играл основатель Петербурга, – до наших дней не дошли. Зато из музея Кремля привезли сборник песнопений, принадлежавший Петру. Он часто пел в церковном хоре. Могучий царь обладал тенором.

Прекрасным скрипачом зато был муж Екатерины Петр третий. Скрипка была любимым инструментом и Александра первого.

Именно на этой скрипке играл самодержец. В музее она звучит под аккомпанемент такого же старинного рояля. Этот рояль Император Николай второй подарил своей супруге Александре Федоровне. Инструмент богато украшен и расписан сценами из мифа об Орфее. На публике царская чета не выступала. Музицирование было домашним увлечением. За роялем Николай второй и Александра Федоровна часто играли вместе. В четыре руки.

А когда император увидел, как играют на деревянных ложках, был настолько поражен, что подарил талантливому виртуозу столовых приборов золотые часы. С помощью музыки Николай второй даже на международные отношения пытался влиять.

Владимир КОШЕЛЕВ, хранитель музыкальной коллекции музея музыки в Шереметевском дворце: Николай второй в 1898году вышел на глав государств с такой инициативой: провести всеобщее разоружение. Мастер из Франции сделал к этому событию такую виолончель и назвал ее Россия-Франция.

Вкус к музыкальной культуре при дворе начал прививать итальянец Францеско Арайи. Его перу принадлежит множество произведений, больше всего итальянец любил писать оперы. Сегодня музыку 18-ого века очень сложно исполнять. Этим искусством владеют не многие.

Андрей РЕШЕТИН, барочный скрипач: С чем сравнить. Вот представьте себе разные иностранные языки записаны латиницей. И если прочитать французский на немецкий манер, то получиться чушь. Вот и ноты – одни и те же, а смысл как играть совершенно разный.

Как в прошлых веках играли на этих инструментах – даже трудно представить. В длину некоторые трубы достигают 6 метров.

Но именно под звуки такого рогового оркестра проходили коронации российских императоров. Трудно поверить и в то, что автор революционных для страны законов Петр Первый писал еще и песни. Одну из них - «Как на матушке на реке Неве», все считают народной.