Военно-морская тайна

Военно-морская тайна

Государственная криминалистическая лаборатория Швеции SKL изучит фото- и кинохронику с затонувшего в 1994 году парома "Эстония", чтобы выяснить, были ли на его борту неизвестные водолазы, не работавшие на JAIC -- международную комиссию по расследованию причин трагедии.

Государственная криминалистическая лаборатория Швеции SKL изучит фото- и кинохронику с затонувшего в 1994 году парома "Эстония", чтобы выяснить, были ли на его борту неизвестные водолазы, не работавшие на JAIC -- международную комиссию по расследованию причин трагедии. Такое решение было принято в Стокгольме в конце прошлой недели по настоянию комиссии парламента Эстонии, расследующей историю гибели парома. Впрочем, независимые эксперты не верят в то, что тайны "Эстонии" будут разгаданы. С подробностями -- корреспондент Ъ в Швеции СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ.


Согласно утверждению ряда независимых экспертов и группы депутатов шведского парламента, сразу после гибели парома на дно к нему тайно спускались военные аквалангисты. Такого мнения, в частности, придерживается депутат риксдага Ларс Онгстрем, требующий возобновления расследования. По его словам, на видеосъемке зафиксировано, что вскоре после гибели парома на его борту оказались водолазы, облаченные в иное снаряжение, чем у аквалангистов из Rockwater, работавших на ныне упраздненную официальную комиссию по расследованию катастрофы. Это снаряжение, которое используют военные водолазы. Господин Онгстрем также упоминает имеющиеся у него сведения о том, что сразу после катастрофы на месте затопления "Эстонии" оказался корабль военно-морских сил Швеции Urd.
Примечательно, что две недели назад Стокгольм посетили представители эстонской парламентской комиссии, созданной для проведения дополнительного расследования обстоятельств трагедии. Однако тогда Швеция не предоставила им возможности встретиться ни с членами международной комиссии, ни с водолазами Rockwater. Тем временем как в Швеции, так и в Эстонии стали все громче звучать голоса тех, кто призывает шведские власти снять обет молчания по этому делу, ответив на возникающие в связи с гибелью "Эстонии" многочисленные вопросы. В частности, это вопросы о том, почему на гражданском судне перевозился военный груз и что это был за груз, на каком основании на сведения об обстоятельствах гибели сугубо гражданского судна наложен гриф "совершенно секретно". "Я уверена в том, что необходимо начать новое международное расследование", -- заявила на днях вице-председатель комиссии эстонского парламента Эвелин Сепп.
Между тем шведские власти продолжают занимать выжидательную позицию. По мнению государственного советника Швеции Моны Салин, необходимость проведения новых погружений водолазов пока отсутствует, но Швеция в принципе готова к обсуждению этого вопроса, если его поднимут другие страны.
Однако те, кто добивается правды и в Швеции, и в Эстонии, и в Финляндии, убеждены, что следствие нужно поручить независимым экспертам из страны, не имеющей отношения к трагедии. Подбирать таких специалистов придется предельно осторожно: в последнее время в печать неоднократно просачивались сведения, указывающие на то, что в перевозках российского военного оборудования на борту парома "Эстония" могли быть заинтересованы и США, и другие страны НАТО. Швеция же, вероятно, выполняла лишь роль курьера и перевалочной базы. Если это так, то молчать ее заставляют не только собственные военные тайны, но и обязательства по отношению к другим державам. По мнению наблюдателей, в связи с этим Швеция в очередной раз постарается спрятать концы в воду и успокоить общественность видимостью активизации розыскной деятельности. Не удивительно, что многие эксперты предрекают новому расследованию шведских криминалистов печальный конец. "Интересно только, каким образом будет выведена из игры эстонская комиссия, столь рьяно взявшаяся за дело", -- заметил в беседе с корреспондентом Ъ один из шведских исследователей, долгое время занимавшийся разгадкой тайны затонувшего судна.