Соло русских стеклодувов звучит в Эрмитаже

Соло русских стеклодувов звучит в Эрмитаже

«Соло для трубки стеклодува» звучит в Ротонде Зимнего Дворца. Экспозиция с музыкальным названием собрала полтора десятка стеклянных шедевров, выполненных современными мастерами из Гусь-Хрустального, Дядьково, Вышнего Волочка, Москвы и Петербурга.

«Соло для трубки стеклодува» звучит в Ротонде Зимнего Дворца. Экспозиция с музыкальным названием собрала полтора десятка стеклянных шедевров, выполненных современными мастерами из Гусь-Хрустального, Дядьково, Вышнего Волочка, Москвы и Петербурга. Каждый стекольный завод имеет свою историю, особый почерк, но общее российское ноу-хау специалисты определяют, как поиск образа. Для западных стеклодувов творческое кредо — результат освоения определенного технического приема. Для наших художников — эмоциональный, духовный опыт и готовность экспериментировать. Жемчужина коллекции — композиция «Золотой папоротник» Ивана Мачнева. Для того чтобы правильно разместить несколько десятков предметов, пришлось внимательно рассматривать сделанные автором насечки, указывающие, какая именно пробка сочетается с определенным графином. Тамара Малинина, ведущий научный сотрудник Эрмитажа, хранитель русского художественного стекла: «Здесь удивительное зеленое стекло, высокие большие графины. А стопки лежат, потому что на Руси принято пить до дна. Выпил, и стопку положил». В таинстве рождения произведения искусства из стекла принимают участие как минимум двое: стеклодув и художник. Подчас автору идеи приходится проводить у печи не одну смену. У московского художника Натальи Воликовой личный рекорд — шестнадцать часов. Говорит, главное остановиться. Процесс настолько завораживает, что можно потерять счет времени. Наталья Воликова, художник: «Мастер выдувает, художник руководит и в принципе здесь, конечно, ансамбль получается. Здесь как-то с музыкой можно связать: один дирижирует, другой исполняет и рождается какая-то вещь». Сакральный объект, выполненный художником Василием Крюковым, намекает на мистические свойства стекла. Светоносность, хрупкость и прозрачность делают этот материал по-настоящему духовным. Он позволяет увидеть мир с разных сторон». Эрмитажную коллекцию авторского стекла выставили впервые. Может быть поэтому экспонаты столь разные и по времени создания с середины 1960-х до 2002 года и по тематике. В талантливых руках трубка стеклодува, как инструмент трубача, способна к невероятным импровизациям. Внимательным глазам зрителя остается только насладиться глубиной и чистотой извлеченного звука.