Железнодорожники ищут подходы

Железнодорожники ищут подходы

Вчера в Константиновском дворце открылся Петербургский транспортно-логистический форум, главной темой которого стало взаимодействие между железнодорожным, морским и автомобильным транспортом.

Вчера в Константиновском дворце открылся Петербургский транспортно-логистический форум, главной темой которого стало взаимодействие между железнодорожным, морским и автомобильным транспортом. Именно за счет налаживания данной цепочки можно сократить время доставки грузов "от двери до двери". Октябрьская железная дорога (ОЖД), например, в связи с ростом грузопотока через порты Северо-Запада намерена сделать строительство подходов к ним приоритетным направлением своего развития.

По прогнозам, объемы перевозки грузов через морские порты Северо-Запада к 2010 году возрастут почти в 2 раза, а к 2020-му -- в 2,8 раза по сравнению с 2005 годом. Это заставило железнодорожников обратить внимание на развитие инфраструктуры -- в текущем году ОЖД планирует потратить на данные цели 20 млрд рублей (на 25% больше, чем в прошлом). Общий объем необходимых инвестиций в развитие грузовых железнодорожных перевозок в Северо-Западном регионе до 2020 года оценивается в 272 млрд рублей. За счет собственных средств ОАО "РЖД" реализовать все проекты не в состоянии и особые надежды возлагает на привлечение частных инвесторов и денег инвестиционного фонда РФ. Один из проектов, которые будут финансироваться по смешанному принципу, -- организация скоростного движения между Петербургом и Хельсинки, предусматривающая перенос грузового движения на параллельную ветку Санкт-Петербург--Лосево--Каменногорск--Выборг. Общая стоимость проекта составляет 53 млрд рублей, и в ОАО "РЖД" рассчитывают получить часть средств на его реализацию из инвестфонда. Для приобретения скоростных поездов и их технического обслуживания совместно с финской стороной создается компания Oy Karelian Trains Ltd, проект учредительных документов которой был одобрен правлением ОАО "РЖД" 24 мая.
Требуется развитие железнодорожного сообщения не только между Россией и Финляндией, но и на подходах ко всем портам Финского залива. Например, после ввода третьей очереди распределительно-перевалочного комплекса "ЛУКОЙЛ-2" в Высоцке грузопоток в адрес порта возрастет с 7 млн до 12 млн тонн, говорит начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов, что потребует более 1 млрд рублей на развитие железнодорожных подходов. Ввод в действие первой очереди угольного терминала, а также паромного комплекса в Усть-Луге потребовал от ОАО "РЖД" инвестировать 1,28 млрд рублей в развитие станции Лужская. Дальнейшее развитие этих терминалов потребует поэтапной модернизации участка Мга--Гатчина--Веймарн и завершения электрификации всего направления. ОАО "РЖД" рассчитывает на то, что компании, развивающие портовые терминалы, продолжат вкладывать в развитие железнодорожной инфраструктуры. По словам Виктора Степова, договор о долевом участии ОАО "ЛУКОЙЛ" в финансировании дальнейшего развития ближних подходов к Высоцку в объеме 150 млн рублей уже подписан.
Грузооборот порта Усть-Луга к 2010 году составит 30 млн тонн, а к 2015-му можно будет говорить о цифрах 70-90 млн тонн в год, сообщил председатель совета директоров ОАО "Компания 'Усть-Луга'" Валерий Израйлит. Средства в развитие порта планируется привлекать с помощью механизмов частно-государственного партнерства. Общий объем инвестиций на 2006 год составляет 9 млрд рублей, из которых 1,5 млрд -- бюджетные. По словам Валерия Израйлита, ОАО "Компания 'Усть-Луга'" планирует подать заявку на получение средств из инвестиционного фонда для строительства одного из многопрофильных терминалов. Из общего объема инвестиций в 8,6 млрд рублей компания надеется получить из инвестфонда 6 млрд, а 2,5 млрд вложить из собственных средств. Также ОАО готово использовать механизм концессионных соглашений при строительстве автомобильно-паромного терминала, который должен связать порт с Калининградом. По словам Валерия Израйлита, ОАО "РЖД" профинансировало железнодорожную часть паромного комплекса, а вот в автомобильной части наблюдается недостаток средств. Поэтому сейчас готовится обращение в Минтранс РФ с просьбой выделить средства на автомобильную часть. Решить логистические проблемы компания "Усть-Луга" намерена за счет создания с ОАО "РЖД" совместного предприятия, которое оптимизирует маневровую работу между портом и железной дорогой. Реализация этого проекта, по мнению Валерия Израйлита, значительно увеличит конкурентоспособность порта.
Увеличение грузопотоков через порты Северо-Запада неизбежно коснется и Большого морского порта Санкт-Петербурга. Между тем уже сейчас пропускная способность улично-дорожной сети в районах, прилегающих к порту, практически исчерпана. Как сообщил председатель городского комитета по транспортно-транзитной политике Андрей Карпов, городские власти собираются организовать стоянки за пределами городской черты, где грузовики смогут ожидать своей очереди на погрузку в порт. Концепция развития транспортно-логистического комплекса Петербурга будет вынесена на заседание городского правительства в сентябре. Основная цель этой концепции -- превратить Северную столицу из транзитного узла в логистическо-дистрибутивный центр. Для этого кроме организации движения грузового транспорта по городу и подключения портовых подъездных путей к западному скоростному диаметру планируется строительство тыловых терминалов, расположенных за пределами порта. Развитие портовых комплексов Бронка--Ломоносов и Кронштадт--Горская, по словам Андрея Карпова, позволит уменьшить давление автомобильного потока на центр города. За счет реализации концепции город планирует увеличить доходы городского бюджета от транспортно-логистического комплекса. В прошлом году при объеме рынка в $5 млрд (20% от рынка транспортно-логистических услуг России) налоговые поступления в городской бюджет составили 4,86 млрд рублей. "Так как изменить структуру распределения налогов между федеральным и городским бюджетами не представляется реальным, то городу придется научиться работать с транзитными потоками", -- заявил Андрей Карпов.
МАРИЯ СТРАХОВА

Конкуренты согласуют грузовые потоки
Часть грузов сначала приходит через порты Финляндии и Прибалтики, а уже затем через пограничные переходы доставляется в Россию, в том числе и по железной дороге. Поэтому без взаимодействия с зарубежными партнерами и согласованных действий по развитию инфраструктуры и пограничных переходов все усилия ОАО "РЖД" по организации подходов к портам будут напрасны. В рамках транспортно-логистического форума руководители железных дорог России, Эстонии, Латвии и Белоруссии намерены обсудить единую схему развития транспортной системы в прибалтийском регионе. Собственная российская схема тоже нуждается в доработке и увязке с планами ближайших соседей. Как заявил заместитель исполнительного директора Эстонской железной дороги Рийво Иниярв, для эффективного развития грузоперевозок в районе Балтийского моря России и прибалтийским государствам необходимо согласовывать прогнозы грузооборота через порты и в соответствии с общим прогнозом вкладывать средства в развитие железных дорог.
МАРИЯ СТРАХОВА