Романтизм сменил окраску

Романтизм сменил окраску

В Санкт-Петербурге впервые выступила берлинская группа Deine Lakaien. Организаторы концерта прописали "темных романтиков" немецкой электронной музыки в Малом зале Филармонии.

В Санкт-Петербурге впервые выступила берлинская группа Deine Lakaien. Организаторы концерта прописали "темных романтиков" немецкой электронной музыки в Малом зале Филармонии. И, к удивлению ВЛАДИМИРА РАННЕВА, не просчитались.

Некоторые западноевропейские филармонические залы время от времени имеют обыкновение "проветривать помещение" непрофильными концертами поп-групп или даже оркестров с пленэрной поп-классикой. Как правило, и у первых, и у вторых -- серьезные проблемы со вкусом. И как следствие -- с уязвленным реноме. Вот и непрофильные арендные концерты в обоих залах Петербургской филармонии обычно вызывают чувство неловкости: столь значимое символическое пространство в музыкальной культуре Петербурга и вдруг -- совершенное убожество в его пределах. Этот концерт тоже вызывал недоверие к выбору организаторов. Но совершенно по другим причинам. С одной стороны, группа Deine Lakaien уже двадцать лет делает именно серьезную музыку, и какая бы она ни была стилистически, это качество открывает для нее двери самых "высоколобых" залов мира, например Берлинской филармонии. У группы все в порядке со вкусом, качеством и, если хотите, талантом. И в данном случае музыканты и зал вполне достойны друг друга. Но их мультимедийный инструментарий с жестким саундом и невероятными световыми представлениями мог оказаться, как говорят москвичи, "ГУМом в телефонной будке". Уж больно рискованно втискивать всю эту сценическую машинерию в барочные интерьеры камерного Малого зала.
Опасения оказались напрасными. На сцене -- минимум аппаратуры (два крошечных ноутбука и несколько компактных светопроекторов), пианист, скрипачка, виолончелист и гитарист. Это фирменный состав "big show" группы. Иногда они выступают в еще более компактном варианте: рояль, электроника и вокалист. Световое шоу очень тактично и выразительно обыграло барочную орнаментику зала. Вокалист Александр Вельянов в черном костюме-футляре сдержанно-пластично передвигался по сцене, придавая происходящему слегка демоническую ауру. Довольно радикальное визуальное решение концерта напоминало эстетику фильмов Питера Гринуэя, в особенности картины "Повар, вор, его жена и ее любовник", прекрасную и зловещую одновременно.
Deine Lakaien часто ставят в один ряд с Ником Кейвом и Einsturzende Neubauten, а после их двадцатилетней карьеры называют "группой на все времена". В 1985 году пианист и дирижер Эрнст Хорн дал в газете объявление: "Ищу вокалиста, не чуждого экспериментов". Откликнулся македонец Александр Вельянов, студент мюнхенской Высшей театральной школы. Звездный час пришел к дуэту в 1991 году, после премьеры альбома "Dark star". Тогда же сформировался и характерный стиль группы, скользящий между техно, фолком и готикой. Но какие бы ингредиенты ни входили в этот список, музыка Deine Lakaien обнаруживает у ее создателей академическую -- музыкальную и театральную -- выучку и умение соответственно мыслить: мелодическое песенное начало помещается в контекст то сонорного, то репетитивно-минималистского инструментального орнамента.
Видимо, на музыкантов в свое время одинаково повлияли и электронная заумь Карлхайнца Штокхаузена, и оркестровая патетика Филиппа Гласса. Причем великолепие этой звуковой конструкции очень крепко и рационально скроено, и над всем парит сумрачно-магнетический вокал Александра Вельянова. Одна музыковед, прослушав "Where you are", сыгранную музыкантами в бисах, поделилась после концерта: "Времена меняются, и музыка вместе с ними, но как все крепко в культуре друг с другом связано. Ведь это же 'Лесной царь' Шуберта, не находите?" И действительно, баллада -- жанр, облюбованный "темными романтиками", как их окрестила пресса, -- неожиданно роднит их со "светлым романтиком" Шубертом. За два века поменялся разве что оттенок.