Качество строительства оказалось в дефиците

Качество строительства оказалось в дефиците

Вчера на круглом столе, организованном Экспертным советом по определению надежности (ЭСОН) предприятий строительного комплекса, строители обсудили проблемы качества своей работы.

Вчера на круглом столе, организованном Экспертным советом по определению надежности (ЭСОН) предприятий строительного комплекса, строители обсудили проблемы качества своей работы. Оказалось, что в условиях дефицита жилья качественная работа не нужна ни застройщикам, ни покупателям квартир.


Подавляющее большинство объектов строительства в Санкт-Петербурге сдается с недоделками, потому что строители всячески стремятся снизить себестоимость и экономят на качестве. По данным ЭСОНа, в 80% случаев во вновь построенных зданиях некачественно выполнены кровельные работы, в 60% случаев нарекания экспертов вызывают монолитно-бетонные конструкции, проблемы с вентиляцией у 30% объектов, качество штукатурных работ хромает у 50%, а цементная стяжка полов и вовсе имеет трещины в 90% сданных квартир.
С тем, что большая часть строительного сообщества работает некачественно, согласны и сами строители. По словам главного инженера "Строймонтажа" Александра Беленева, больной вопрос -- качество стройматериалов и выполняемых работ. "В принципе, невозможно у каждого строителя поставить контролера. Кроме того, многое зависит от того, кто именно эксплуатирует здание после его сдачи жильцам. Например, строители оставили кровлю целой и чистой. Через некоторое время начинаются жалобы от жильцов, приходим -- стоят вентиляторы, спутниковые тарелки, кровля пробита. Это уже не наша вина", -- считает он. Его поддержал и главный инженер ИСК "Стройкомплект" Сергей Щербина: "В принципе, для улучшения качества работ нужно наладить обмен информацией между фирмами. Мы готовы делиться технологиями работ, информацией о хороших/плохих подрядчиках", -- говорит господин Щербина. "Многие компании пытаются решить вопрос оценки качества работ самостоятельно, но признают условность такой оценки. Необходимы совместные действия и организация независимой оценки", -- считает Наталия Фертикова, руководитель службы технадзора ЭСОНа.
"Способом борьбы с проявлениями недобросовестности застройщиков может стать метод 'кнута и пряника'. Нужны профессиональные стандарты и внутрицеховые проверки их соблюдения. Те компании, чья деятельность соответствует цеховым требованиям, необходимо поощрять", -- считает директор Экспертного совета по определению надежности строительных компаний Павел Созинов. Иными словами, качество надо пропагандировать. Ассоциация "Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада" и ЭСОН уже готовят общие профессиональные стандарты, подразумевающие оценку качества строительства, финансовой устойчивости членов ассоциации. По мнению разработчиков, стандарты качества, сформированные внутри профессиональных объединений, будут подкреплять федеральные отраслевые аналоги, которые в настоящее время носят скорее рекомендательный, нежели обязательный характер. "Цеховые стандарты могут заложить основу для развития системы саморегулирования, которая станет практически единственным гарантом качества строительства после отмены лицензирования в отрасли", -- считает директор ЭСОНа.
Впрочем, считает еще один из участников круглого стола Игорь Селиверстов, вице-президент Российской ассоциации металлотрейдеров, борьба за качество в нынешней ситуации напоминает борьбу с мельницами. "Сейчас качество никому не нужно, ни строителям, ни потребителям. В Европе рынок считается дефицитным, если ежегодно жилье строится из расчета по 4 кв. м на каждого жителя. У нас в лучшем случае получается 0,5 'квадрата'. То есть рынок не просто дефицитен, а супердефицитен. В итоге у строителей жилье покупается и так, в не зависимости от того, какого оно качества. Потребители в основной своей массе так же неприхотливы, все недоделки исправляют за свой счет. Пока будет дефицит, не будет реального стремления к качеству", -- уверен он.
ПАВЕЛ НИКИФОРОВ