Последнюю тайну кинокартины родом из войны раскрывает неизвестная копия

Последнюю тайну кинокартины родом из войны раскрывает неизвестная копия

В день начала Великой Отечественной становятся доступны малоизвестные факты создания некоторых кинокартин. Так, съемки фильма «Маскарад» Сергея Герасимова завершились с первым снарядом немецкой бомбёжки.

В день начала Великой Отечественной становятся доступны малоизвестные факты создания некоторых кинокартин. Так, съемки фильма «Маскарад» Сергея Герасимова завершились с первым снарядом немецкой бомбёжки. Последние кадры снимали в ночь на 22 июня 1941 года. Ленту монтировали и впервые показали в блокадном Ленинграде. Одна из копий фильма, лежавшая на киностудии, всё это время хранила тайну. О тайне фильма «Маскарад» узнал корреспондент НТВ Павел Рыжков. Никто и не подозревал, что среди классических лент просто так на полке можно найти сенсацию. Лебединая песня довоенного «Ленфильма», герасимовский «Маскарад», казалось, известен хрестоматийно. В фильмохранилище «Ленфильма» собраны все картины, когда-либо снятые на студии. Именно здесь была обнаружена неизвестная версия фильма «Маскарад», которая была на 18 минут длиннее официального варианта, который вышел в прокат в 1941 году. Копию фильма на нитрооснове должны были давно уничтожить из-за опасности воспламенения. Но обратили внимание на факт, что этот «Маскарад» на две части больше. Заказали просмотр. Петр Багров, историк кино: Этот кусок зрители еще видели, он вошел в картину, а вот уже новый кусок, который при монтаже вырезан, — сцена неизвестная». Историк кино Петр Багров оказался дотошным исследователем. История об утраченных сценах «Маскарада» стала легендой киностудии. Рассказ о неизвестных кадрах Багров узнал из воспоминаний участников съемок. Но не в Госфильмофонде, не во ВГИКе ничего найти не удалось. Уникальные кадры сохранились лишь на одной копии сделанной для худсовета студии. Съемки картины были закончены буквально накануне войны и «Маскарад» спешно монтировали во время бомбежек. Уже готовый фильм сократили. Тогда признавали, что произведение режиссера вне критики, но в условиях военного времени для экономии печати копий необходимо убрать затянутые сцены. Сегодня понятно, что пострадала логика сюжета. Выпала ключевая сцена встречи Арбенина и баронессы Штраль, и непонятно, почему главный герой хочет убить князя Звездича. Тайны создания «Маскарада» открываются только теперь. Петр Багров, историк кино: «Макарова должна была сниматься в другой картине сшили роскошное платье, а фильм законсервировали, а она захотела сняться в платье сыграть костюмную роль. Так пришла идея поставить «Маскарад». Герасимов до «Маскарада» не снимал классику, и киногруппа неоднократно протестовала. На ленте работали мастера известные еще в немом кино. Портрет Нины эффектно играет в картине, но это лишь ретушированная фотография Тамары Макаровой. Художник Семен Мейнкен отказался писать портрет супруги режиссера. Больше всего вырезанные сцены жалел тот же Мейнкен. Выпали его роскошные интерьеры, как парадная лестница. Но в первые месяцы войны было не до таких мелочей. Александр Поздняков, киновед, сотрудник службы общественных связей киностудии «Ленфильм»: «Самое поразительное, что эта костюмная, красивая картина о высоких чувствах прозвучала во время войны духовным подспорьем для красноармейцев, для воинов больше, чем выдержанная идеологически лента». Все участники съемок собрались в первый день войны во дворе «Ленфильма». Многие даже не подозревали, что мрачно-романтическая картина станет их последней лентой. Среди обломков декораций в павильоне умер в блокаду художник Мейнкен, скончалась от тифа исполнительница роли баронессы Штраль Софья Магарилл, первая жена Козинцева. А фильм, как все и хотели, остался напоминанием роскошной эпохи, сотворить которую смогли создатели «Маскарада». И найденные сцены теперь только дополнят впечатления.