Мистер Путин, мистер Буш, пустите меня домой!

Мистер Путин, мистер Буш, пустите меня домой!

Жителям Почтамтской улицы в дни саммита G8 трагически не повезло. Мучения «центровых» петербуржцев, конечно, не сравнимы с «мерами по обеспечению безопасности».

Жителям Почтамтской улицы в дни саммита G8 трагически не повезло. Мучения «центровых» петербуржцев, конечно, не сравнимы с «мерами по обеспечению безопасности», которые обрушились на жителей Стрельны, но в случае с Почтамтской всё компенсировала неожиданность принятых правоохранительными органами мер.

В минувшую пятницу вход на Почтамтскую (участок от Главпочтамта до Исаакиевской площади) с двух сторон огородили железным барьером. У узких проходов были выставлены усиленные наряды милиции. Возвращавшиеся с работы жители домов на Почтамтской, в числе которых был и корреспондент «Фонтанки», вначале останавливались в недоумении, а потом пытались преодолеть преграду. Повезло не всем. Проблем с проходом не возникло лишь у «коренных» жителей улицы (в их паспортах стояла «почтамтская» прописка), других же просили предъявить паспорт вкупе с договором найма квартиры или же отправляться на все четыре стороны.

Задав несколько вопросов легко можно было выяснить особо интересные детали «нового» порядка. Итак, пройти в свою квартиру человек не имел права, если:

– жилье снимается, но на руках нет договора найма. В том случае, если договор на руках есть, то под ограждение пропускается лишь тот человек, что указан в бумаге, если он живет не один, а с другом/подругой, то друг/подруга остаются ночевать на улице (принцип поручительства милиционеров не устраивал);

– квартира на Почтамтской принадлежит гражданину, но прописан он в другом месте, и в этом случае доступ в дом на время саммита запрещен;

– жилье снимается без заключения договора, «незаконно» (без оформления документов сдается большинство жилых помещений в городе, если они снимаются не через агентства недвижимости);

– гражданин проживает в квартире «по знакомству», бесплатно (заключение договора в этом случае – абсурд). Попасть в квартиру было невозможно даже в том случае, если на место приезжал хозяин квартиры.

Естественно, никакой речи о прибывших в гости друзьях или родственниках и быть не могло. Если вы вернулись домой с ними, то пропуск им был заказан. Улица Почтамтская объявлялась закрытой на все выходные, к несчастью выпавшие на время саммита.

Никакие жалобы и мольбы собравшихся у ограждения жителей улицы не производили на милиционеров никакого впечатления. На вопрос корреспондента «Фонтанки»: «Когда же можно будет пройти и долго ли еще ждать?», – следовал ответ: «Ждать нет смысла. Дежурство круглосуточное. До 18 числа. Отойдите от решетки!».

Удивлял больше всего не сам факт закрытия улицы на вход (как позже выяснилось, в расположенном на Почтамтской отеле «Ренессанс» остановились члены иностранной делегации, прибывшие для участия в саммите), а порядок действий милиционеров. За все время подготовки к саммиту на домах не было вывешено ни одного объявления, предупреждающего о грядущих «мерах». Не было и обходов (как в Стрельне), во время которых милиционеры могли бы донести до жильцов ценную информацию, по поводу планирующегося блокирования улицы.

По утверждению дежурных, участковый заблаговременно обошел все квартиры в домах на Почтамтской для того, чтобы проверить «благонадежность» проживающих и составить список жильцов, в соответствии с которым им был бы обеспечен проход к своим квартирам в дни саммита. Для собравшихся у ограждения такое заявление явилось скорее откровением: судя по реакции жильцов, они не подозревали не только об обходе, но и о самом факте существования участкового.

Кстати, список на руках у милиционеров все-таки был, но как показала последующая проверка, которую решил устроить дежурным корреспондент «Фонтанки», таинственная бумага составлялась уж точно не в преддверии саммита. Фамилия петербуржца, прописанного в снимаемой корреспондентом квартире, в списке была, имелась только одна загвоздка: человек этот умер еще за год до встречи лидеров «Большой восьмерки». С кем тогда общался, обходивший квартиры, участковый – непонятно. Такие вот «мертвые души».

Было бы несправедливым умолчать о том, что сломить непреступных стражей порядка в тот вечер все-таки удалось. Через два часа уговоров, когда остальные «страдальцы» уже уехали в поисках ночлега по друзьям, родственникам и знакомым, один из офицеров сжалился над корреспондентом «Фонтанки». В сопровождении эскорта из двух сотрудников милиции ему таки удалось попасть в жилище. Сопровождающие проверили квартиру, документы и, убедившись, что на территории отсутствуют какие-либо признаки готовящегося террористического акта, удалились, предварительно пожелав корреспонденту «не покидать в ближайшие трое суток улицу Почтамтскую, поскольку дежурные сменяются – в следующий раз может не повезти».

Последующие трое суток Почтамтская напоминала отделение милиции под открытым небом: и день, и ночь по ней фланировало два десятка милиционеров, охранявших покой постояльцев «Ренессанса». В тот момент, когда на охраняемом участке появлялись черные машины с флажками на капоте, выход из арок жителям домов был запрещен. Попытка произвести вылазку в магазин, чтобы пополнить запасы провианта для корреспондента «Фонтанки» едва не обернулась задержанием: «Стоять, мужчина! Мужчина, вернитесь назад в арку, я сказал!» Хорошо, что ограничились только окриком, без предупредительных выстрелов в воздух.

Впрочем, в магазин вскоре стало ходить незачем: заканчивались наличные деньги (о походе к банкомату не стоило даже и мечтать), да и ассортимент магазина (единственного, работавшего в эти дни) редел на глазах. Сначала с витрин пропал хлеб, затем скоропортящиеся продукты, остались полуфабрикаты, напитки и спиртное – завозить какие либо товары в дни саммита коммерсантам запретили.

К счастью, во время проведения саммита на Почтамтской не случилось никаких происшествий: никто не вызывал «скорую» (было ли кому?), обошлось и без пожаров. Страшно было бы представить, через сколько проверок спецслужб пришлось бы пройти тем же врачам «неотложки», чтобы получить доступ к больному.

«Железный занавес» на Почтамтской пал лишь после того, как из гостиницы выехали последние участники международного форума - вечером 17 июля, на день раньше, чем планировалось. Ограждение и милиционеры исчезли. Люди начали возвращаться в дома, а жизнь в привычную колею.

Правда, осадок остался. Да и объявления на дверях домов все-таки хочется увидеть. Теперь уже, хотя бы с принесенными извинениями за неудобство и испорченные выходные, но это – из разряда фантастики. Как и обход участкового, в принципе.

Ян Гравшин,
Фонтанка.ру