Лекарства от СПИДа не дошли до потребителя

Лекарства от СПИДа не дошли до потребителя

Все мы привыкли слышать, что лечение ВИЧ-инфекции – дело непростое и, главное, дорогостоящее. Антиретровирусная терапия...

Все мы привыкли слышать, что лечение ВИЧ-инфекции – дело непростое и, главное, дорогостоящее. Антиретровирусная терапия по карману единицам больных, основная масса заболевших, узнав свой диагноз, просто опускает руки, в среднем курс терапии стоит несколько десятков тысяч долларов, и прерывать ее нельзя, это занятие пожизненное. В принципе, это можно сравнить с сахарным диабетом, о котором мы давно уже говорим так: это не болезнь, а образ жизни. Просто необходимо постоянно принимать медикаменты, и тогда ВИЧ-положительный человек проживет полноценную жизнь, ровно столько, сколько прожил бы без страшного диагноза.

Мировая общественность давно забила тревогу по поводу эпидемии СПИДа, а некоторые страны уже находятся на пороге именно эпидемии, включая Россию. А поскольку наша страна позиционирует себя в мировом сообществе как цивилизованное, правовое и гуманное государство, не отреагировать на глобальную тревогу по поводу страшного вируса мы не могли. В результате борьба со СПИДом была включена в национальный приоритетный проект «Здравоохранение», под который, как известно, заложены огромные деньги из федерального бюджета – более ста миллиона долларов. Таким образом, антиретровирусная терапия стала доступной для рядового человека, каждый больной имеет право получать ее бесплатно. Более того, Петербург уже закупил достаточно большое количество медикаментов, необходимых для лечения статистического количества вич-положительных жителей города. Но - бесплатные лекарства есть, а больных, которым они предназначены, нет. То есть фактически они есть, но за помощью они не обращаются, потому что до сих пор уверены в том, что лечение для них остается недоступным.

– Недостаточное информационное обеспечение программы привело к тому, что в Петербурге сложилась парадоксальная ситуация: у нас есть дорогостоящие и эффективные лекарства, но нам некого лечить, - говорит Владимир Мусатов, заместитель главного врача Боткинской больницы. - И отнюдь не потому, что в Питере мало вич-положительных жителей. Согласно официальной статистике, в городе насчитывается двадцать восемь тысяч жителей с вирусом иммунодефицита человека. И я вас уверяю, эту цифру можно смело умножать в три и даже в четыре раза, чтобы получить реальную картину. По стране официально зарегистрировано триста восемьдесят пять тысяч вич-положительных граждан, и эту цифру мы тоже умножаем на коэффициент репликации. Произведя элементарные математические подсчеты, мы видим, что страна на пороге эпидемии. У нас уже умерли от СПИДа семь тысяч человек. И этот официальный показатель тоже не отражает реальной ситуации, умирают ведь не от самого СПИДа, а от сопутствующих заболеваний, которые зачастую и указываются в качестве причины смерти.

Государство в очередной раз вымостило себе дорогу в ад благими намерениями, сделав красивый жест социальной направленности, но, позабыв оповестить об этом тех, кого хотело облагодетельствовать. А весь трагизм положения заключается в том, что если тот запас дорогостоящих медикаментов, который имеется в городе, не будет освоен до августа, его из города изымут, и все вернется на круги своя. Люди будут продолжать умирать от болезни, от которой, по сути, есть лекарство, если и не излечивающее раз и навсегда, то, по крайней мере, позволяющее больным людям жить полноценной жизнью. Да, информационное обеспечение национального проекта «Здравоохранение» оставляет желать лучшего, до людей просто не довели жизненно важную информацию, используя то же телевидение или иные средства массовой информации. Но кроме этого, существует еще масса других нюансов, берущих свое начало в том числе и в морально-нравственном аспекте. Существует расхожее мнение, бытующее среди обывателей, которое тоже необходимо учитывать: люди, зараженные вирусом имунодефицита человека, сами виноваты в своей беде и вполне заслуживают этого «наказания» за антисоциальный образ жизни. Ведь распространение вируса началось в России именно в среде инъекционных наркоманов, использующих общие иглы. Но следует помнить о том, что четко очерченных групп риска сегодня в России не существует. Если верить исследователям, на сегодняшний день самым распространенным путем заражения являются сексуальные контакты, а совсем не грязные иглы. И тут уж никто из нас не застрахован, поскольку еще в восьмидесятые годы было доказано, что секс в нашей стране есть. Так что предвзятое отношение к вич-положительным согражданам давно пора менять, ситуация давно и в корне изменилась.

Ну, да и бог с ним, с обывательским мнением, это было бы полбеды, в конце концов, каждый имеет право на собственную точку зрения. Другое дело – люди в белых халатах. У врачей, как известно, нет права на морально-этические мотивы при лечении пациента. Есть больной, и есть врач, который должен его лечить, невзирая ни на что. К сожалению, на практике мы имеем совсем другую картину. В первую очередь человек, узнав свой страшный диагноз, пойдет в поликлинику по месту жительства и обратится к районному инфекционисту, который должен, по крайней мере, сориентировать пациента, направить его в нужном направлении, рассказать о способах лечения, предложить варианты. Элементарно сообщить пациенту о том, что нужно оформить инвалидность, чтобы легче добиться бесплатной терапии. Казалось бы, это не так сложно, но в реальности все происходит по-другому. В лучшем случае пациенту сделают анализ крови, сообщат результат и отправят восвояси, причем в такой форме, как будто избавляются от назойливой мухи. После этого человек ставит на себе крест и обреченно ждет конца.

А между тем, в Петербурге есть люди, готовые помочь вич-положительным пациентам, начиная с самого первого шага. Поверьте, СПИД - это не приговор, и жизнь не заканчивается на жуткой аббревиатуре ВИЧ. Надо только обратиться за помощью, городские врачи действительно готовы ее оказать, они невольно оказались заложниками ситуации, когда дорогостоящих и жизненно важных лекарств в городе больше, чем пациентов. И только потому, что люди, нуждающиеся в них, об этом не знают.

Кристина Никольская,
специально для Фонтанки.ру