Легендарный оператор «Ленфильма» Генрих Мараджян отмечает юбилей

Легендарный оператор «Ленфильма» Генрих Мараджян отмечает юбилей

Он снял 50-ят картин, и сам для своих фильмов придумывал Петербург Толстого и Гоголя. Оператору Ленфильма Генриху Мараджяну – 80 лет.

Он снял 50-ят картин, и сам для своих фильмов придумывал Петербург Толстого и Гоголя. Оператору Ленфильма Генриху Мараджяну – 80 лет. С юбилеем метра поздравляла наш корреспондент Екатерина Русанова:

Он снимал с маститыми режиссерами и завоевал десятки премий. Оператор Ленфильма с 55 года до сих пор уверен что ему повезло с коллегами а им, с ним - Генрихом Мараджяном. Так считает и режиссер Ирина Евтеева.

Ученица со своим наставником рисует мультфильмы светом уже 16 лет. Профессиональные отношения давно переросли в дружеские. Когда живешь, как снимаешь – по-кадрово, говорит Евтеева, либо разбежишься либо станешь одной семьей.

Ирина Евтеева, режиссер: Это наверное уже Генрих Саакович вошел, обед кончился. Вот и герой торжества, Генрих Саакович, а вы можете уши зажать, что бы мне было легче говорить и спрятаться. Каску наденьте, и сядьте в уголке.

Он всегда был требователен к себе и другим. Авансы не раздавал. Встретившись в 1965 году на съемках фильма «Рабочий поселок» с молодым Алексеем Германом (тогда вторым режиссером), гонял его (как выразился сам Герман) как «сидорову козу».

Алексей Герман, режиссер: И я хотел рассказать, для понимания характера, как это кончилось. Мне Мараджан говорит на съемках: убери эту бабку. Генрих, я говорю, а зачем ее убирать? Она плохая. Очень хорошая эта бабушка. Она замечательно играет. Она плохая. А я говорю - она хорошая. Она плохая. А я говорю - она хорошая, я ее не уберу. Подозвал его и сказал: она закрывает мне фонарь. И это было первый раз признание того, что мы коллеги.

Теперь коллеги снимают в соседних павильонах Ленфильма. Герман заканчивает свою очередную художественную картину. Мараджян создает анимационные шедевры. С Ириной Евтеевой они придумали новое освещение. За него отвечает оператор. А вот за камеру режиссера мэтр только иногда пускает.

Генрих Мараджян всю свою творческую жизнь создавал и в буквальном смысле рисовал образы и пространство. В Петербурге снимал Испанию, Америку, провинциальную чеховскую Россию. Фильм "Шинель" с другом Алексеем Баталовым придумывали в Ольгино - летом. Снимали - малоснежной зимой. Снег привозили из пригородов, когда и он закончился, в ход пошли отруби, нафталин, соль и бумажные кружочки от дыроколов. Денег выделили на 20 минут видео, сняли полнометражный художественный фильм. Он принес славу режиссеру, оператору и актеру Ролану Быкову.

В этом тоннеле у Никольского собора снимали самую трагическую сцену «Шинели» ограбление Акакия Акакиевича. Оператор фильма Генрих Мараджан сразу понял – это место усиливает тревожную ситуацию. В конце тоннеля светлое пространство, где не грабят, туда-то и устремляется бедный Башмачкин, потерявший свою мечту-шинель.

После удачной во всех отношениях «Шинели» было еще много фильмов. Таких разных, как, например, «Балтийское небо», «Трое в лодке не считая собаки» и «Анюта».
Фильм -балет вообще сначала придумали, сняли, а уже потом, после выхода на киноэкраны, поставили почти на всех мировых театральных подмостках. Сегодня, когда за плечами 50 картин и работа с очень разными людьми, Генрих Мараджян говорит что у него нет любимчиков. Ни среди актеров, ни среди режиссеров. Дорогие сердцу имена держит при себе. И живет будущим - новыми фильмами.