Немецкие студенты ухаживают за братской могилой советских солдат

Немецкие студенты ухаживают за братской могилой советских солдат

В Ленинградской области в эти дни проходит молодежная акция. За воинскими захоронениями на Невском пятачке - там во время войны полегло 250 тысяч только советских солдат – ухаживают вместе студенты России и Германии.

В Ленинградской области в эти дни проходит молодежная акция. За воинскими захоронениями на Невском пятачке - там во время войны полегло 250 тысяч только советских солдат – ухаживают вместе студенты России и Германии. Из русско-немецкого лагеря – репортаж Александры Толубеевой:

Солдатам, воевавшем на невском пятачке, и не снилось, что их потомки на этом же самом месте будут вести шутливые беседы. Время всех примирило, и теперь немцы вместе с русскими ухаживают за братской могилой советских солдат.

Лайф Штангенберг, участник лагеря по уходу за военными захоронениями: Как бы это странно не звучало, но я рад, что германия проиграла войну, потому что теперь я живу в демократической стране, а не под гнетом фашизма.

Немец Лайф родом из Гамбурга, он один из волонтеров немецкого союза по уходу за воинскими захоронениями. Эта организация работает в 60 странах, в ее ведении около восьмисот кладбищ. В лагере, где Лайф вожатый, работает 28 человек, немцев и русских. Одни выбрали это занятие, потому что хотят посмотреть Россию, другие – чтобы подтянуть немецкий. И работа, в общем, простая, но, находясь у могил, невольно задумаешься о цене поступков, совершаемых людьми.

Елена Гончарова, участник лагеря по уходу за военными захоронениями: Когда пропалываются могилы, возможно, это связано с тем что земля поднимает, периодически можно найти останки кости, и внутри немножко так переворачивается…

Из всей этой команды один Даниэль имеет личный интерес в России. Под Новгородом в январе 1942 погиб его двоюродный дед.

Даниель Рейхерман, участник лагеря по уходу за военными захоронениями: Сослуживец моего деда видел, как тот умирал, и мы примерно знаем, где это было. Естественно, что его не похоронили, и я даже не хочу найти его прах, но просто побыть на том самом месте, где все это произошло.

Останки двоюродного деда Даниэля, если их найдут – похоронят на самом большом в Европе немецком захоронении – в поселке Сологубовка.
Это кладбище в 25 километрах от невского пятачка. Здесь в 2000 году на деньги немецкой общественной организации – похоронили немецких солдат, погибших в лесах ЛО. 32 тысячи человек, но это не братская могила, гробы здесь лежат четкими рядами. И например можно с абсолютной точностью утверждать, что именно под этой плитой лежит.

На невском пятачке еще не один год будут находить человеческие останки. На небольшом участке суши погибло 250 тысяч только советских солдат. Молодые волонтеры, грузят крышки от будущих гробов - и не думают о том, кто был прав и виноват тогда. Скорее немцы думают о том, как славно дружить с русскими, а русские - какие немцы неплохие ребята.