Бензин - наше все!

Бензин - наше все!

Страну ждет очередная волна роста цен на бензин. По прогнозам экспертов, после периода относительной стабильности топливо может резко подорожать. До конца года цена на бензин грозит перешагнуть психологический максимум.

Страну ждет очередная волна роста цен на бензин. По прогнозам экспертов, после периода относительной стабильности топливо может резко подорожать. До конца года цена на бензин грозит перешагнуть психологический максимум, после чего россиянам придется выкладывать за литр топлива в среднем по 20 рублей. Если это случится, то мы приблизимся к рекордам Америки: сейчас по данным Министерства энергетики США, средняя цена бензина на АЗС в США уже составила 3,015 доллара за галлон. В пересчете на российские мерки это как раз составляет более 20 рублей за литр топлива.

Пока топливные операторы повышают ценники, социологи заявляют, что почти половина граждан нашей страны тратит на бензин существенную долю семейного бюджета. 18% автовладельцев по опросам готовы вообще отказаться от вождения при повышении цены до 20 рублей за литр топлива. В начале июля цены на бензин на АЗС в разных регионах России повысились на 20 - 40 копеек. Согласно мониторингу за неделю, с 19 по 26 июля бензин в Петербурге и Ленинградской области подорожал на 0,5%. Однако Федеральная служба государственной статистики (Росстат) приводит цифры, свидетельствующие о гораздо более медленном росте цен. Так, согласно обнародованным цифрам, за неделю с 10 по 16 июля бензин подорожал на 0,2%. Причем в Москве и Петербурге, по данным Росстата, цены росли медленней и в среднем за месяц увеличились на 0,1%. «Я не исключаю, что литр бензина к концу года будет стоить в среднем 20 рублей, - сообщил корреспонденту «Фонтанки» глава петербургского Нефтяного клуба Олег Ашихмин. - Это связано с общей рыночной ситуацией и с повышением оптовых цен».

Наше государство - крупнейшее в мире по нефтедобыче, российская нефть пользуется спросом на мировом рынке и постоянно растет в цене. Несмотря на это, стоимость нефтепродуктов внутри России продолжает оставаться неадекватно высокой. По идее, при столь благоприятных для нефтяного рынка обстоятельствах внутренние цены должны стоять на месте – именно так происходит в других нефтедобывающих странах. Но у нас цены стремятся вверх вслед за ценами на мировых рынках. Как считают эксперты, одна из причин тому – активная продажа нефтяными компаниями сырья на экспорт. Того, что остается на внутреннем рынке, просто не хватает, особенно в связи с увеличением количества автомобилей. А дефицит приводит к подорожанию.

Считается, что рост, который мы наблюдаем сейчас, был прогнозируем. В июне окончился 9-месячный период, на который правительство «заморозило» цены. Реакция рынка на их «разморозку» была мгновенной - в начале лета оптовые цены на отечественных нефтеперегонных заводах поползли вверх, и их рост продолжается. На днях ВЦИОМ опубликовал результаты исследования, посвященные тому, как автовладельцы реагируют подорожание бензина. По данным социологов, расходы на топливо составляют весьма существенную долю семейного бюджета почти для 43% автомобилистов. Еще 43% оценивают эти расходы как «значимые», и только 9% относятся к тратам на бензин как к несущественной части своего бюджета.

Покупать гарантированно качественный, но более дорогой бензин сегодня согласен каждый второй владелец автомобиля (51%), каждый третий (31%) не согласен, а 18% затрудняются с ответом. Еще год назад готовность покупать топливо по более высокой цене при гарантии качества выражали только 38% против 34%. Сейчас сторонники «высокого качества за большую цену» доминируют в группе автовладельцев с душевым доходом больше 5000 рублей в месяц, в группе с доходами от 1500 до 5000 рублей в месяц таких значительно меньше – 40-42%.

Если цена моторного топлива превысит 50 рублей за литр, то на общественный транспорт пересядет большинство автомобилистов (57%). А 18% автовладельцев декларируют готовность отказаться от вождения при повышении цены уже до 20 рублей. Ни при каких условиях не пересядут в общественный транспорт 30% автомобилистов.

Кто же виноват в росте цен на топливо? 41% владельцев автомобилей считают, что правительство. Еще 29% возлагают вину на крупные нефтяные компании. Как оказалось, верят в то, что цены определяются исключительно рынком, только 9% опрошенных автовладельцев.

Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру