Шотландский триумф "Варяга"

Шотландский триумф "Варяга"

Россия закрывает еще одно белое пятно в своей истории. В 2003 году экспедиция обнаружила останки легендарного крейсера «Варяг» в водах шотландского залива Ферт-оф-Клайд, которые многие десятилетия считались навсегда потерянными.

Россия закрывает еще одно белое пятно в своей истории. В 2003 году экспедиция обнаружила останки легендарного крейсера «Варяг» в водах шотландского залива Ферт-оф-Клайд, которые многие десятилетия считались навсегда потерянными.

Не многие знают, что судьба корабля закончилась далеко не в 1904 году, когда моряки после неравного боя в корейском порту Чемпульо приняли решение не отдавать подбитый крейсер противнику, взорвали канонерскую лодку «Кореец», а сам «Варяг» затопили. Японский моряки в 1905 году подняли корабль и после ремонта передали в качестве учебного судна кадетской школе. Крейсер стал именоваться «Сойя». Все русские наименования были перебиты, так что в нем трудно было узнать легендарный «Варяг».

Корабль вновь обрел свое имя и родину в 1916 году, был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана – российское правительство выкупила крейсер, ставший больше, чем единицей отечественного флота. Требовавший серьезного капремонта «Варяг» был направлен в Ливерпуль в неспокойный 1917 год. Англичане, ожидая разрешения революционной ситуации, тянули с ремонтом. Грянули октябрьские события. Малоизвестный факт: узнав о победе революции, моряки подняли на судне красный флаг, объявив его собственностью советского государства. Команда была арестована и отправлена на берег. Корабль отошел британской короне в счет долгов царского правительства, а затем Великобритания продала его немцам на лом. Свое последнее плаванье «Варяг» так и не закончил. Он сел на камни возле берегов Шотландии. После нескольких попыток его снять немцы приняли решение демонтировать корабль прямо в открытом море. «Варяг» медленно исчезал в пучине, пока останки остова окончательно не скрылись под водой в 1925 году.

Российский героический флагман, построенный в Филадельфии, сам выбравший смерть в корейских водах, воскресший с японским именем «Сойя», возвращенный на родину, отобранный у нее, когда страна перестала существовать, и проданный, наконец, врагу на металлолом, не умер смертью раба, а обрел свое последнее пристанище, как и подобает боевому кораблю - на морском дне.

В течение всего XX века в нашей стране было построено 6 кораблей, которым было присвоено переходящее имя «Варяг». Не все они были флагманами, но не все были военными боевыми кораблями. Последний «Варяг» сначала именовался «Червона Украина», но после распада Союза стал продолжателем морской традиции преемственности, приняв легендарное имя и став флагманом Тихоокеанского флота.

В год столетия битвы в порту Чемпульо группа ветеранов флота обратилась к полпреду в Центральном федеральном округе Полтавченко с предложением почтить память «Варяга» открытием мемориальной доски и установкой памятника. Была достигнута договоренность с Шотландией. 30 июля в День Военно-морского флота РФ в далеком поселке Ленделфут пройдет церемония открытия доски. Памятник же установят через год. Уже объявлен конкурс, но сказать, как именно он будет выглядеть, пока невозможно. Петербург и весь СЗФО будут представлять три контр-адмирала, среди которых «хозяин» «Авроры» Лев Чернавин. Кстати, это еще одна символическая деталь: в известном фильме «Варяг» роль легендарного корабля исполнила «Аврора», к ней лишь добавили бутафорскую четвертую трубу.

Ксения Потеева,
Фонтанка.ру