В Гатчинском музее открылась выставка голографических картин

В Гатчинском музее открылась выставка голографических картин

Эти узоры можно увидеть только под углом и только двумя глазами. Что такое замороженный свет, и для чего его используют - выясняли наши корреспонденты.

Эти узоры можно увидеть только под углом и только двумя глазами. Что такое замороженный свет, и для чего его используют - выясняли наши корреспонденты.

Эти картины называют замороженным светом. Голограммы - живое и даже движущееся изображение на тонких пластинах. Сотрудникам Гатчинского музея-заповедника едва ли не каждому приходится объяснять - на стендах не экспонаты, закрытые стеклом, а только стекло, обработанное лазером.

Когда показываешь эту картину, снятую на видеопленку, видна просто фарфоровая статуэтка. Но голограммма - это стереоизображение, расчитанное на восприятие не одним объективом, а двумя глазами. Вот сейчас камера видит, что рука находится перед картиной, а оператор - что фигурка стоит прямо на ладони.

Лазер как бы фотографирует предмет, а потом повторяет его на стекле. Увидеть его можно только когда свет падает на картину под углом 45 градусов, а глаза находятся на уровне центра изображения. Поэтому одним зрителям приходится приседать, другим - вставать на цыпочки. Моделью может быть любой объект, главное - объемный. От букета цветов до живого человека.

Механизм создания подвижных голографических картин чем-то похож на то, как в 80-е годы делали переливные календарики. Когда взгляд перемещается, зритель по очереди видит разные изображения, нанесенные на микрограни. В результате девушка посылает воздушный поцелуй, пара танцоров исполняет несколько па, а лев открывает и закрывает пасть.

Практическое применение подобным картинам нашли еще три десятилетия назад. В медицине это голографические кардиографы и анализаторы плазмы крови, в самолетостроении - голографические шлемы для летчиков. Музейные работники предлагают свои варианты.

Еще одно из возможных направлений использования голограмм - создание трехмерных снимков при археологических раскопках и реставрации сложных помещений. Для Гатчинского музея это особенно актуально. Над стендами с голографическими картинами - разрушенные своды Чесменской галереи. К ее восстановлению не могут приступить уже 60 лет - галерею разбомбили во время войны. Возможно, воссоздать практически из ничего одно из красивейших императорских помещений 18 века смогут помочь высокие технологии.