Последнее фуэте Вадима Рассказова

Последнее фуэте Вадима Рассказова

– Я ненавижу Мариинский театр! Ненавижу!!! – сверкают гневом глаза Натальи Владимировны Рассказовой. – Мне больше нечего терять.

– Я ненавижу Мариинский театр! Ненавижу!!! – сверкают гневом глаза Натальи Владимировны Рассказовой. – Мне больше нечего терять. Я все расскажу. Все...

Ее сын – Вадим Рассказов, артист балета Мариинского театра, был убит 5 августа в собственной квартире в доме в переулке Макаренко. Его родители специально покупали квартиру поближе к театру, «чтобы мальчик имел возможность отдыхать». Но теперь они считают, что сделали самую большую в своей жизни ошибку, позволив сыну заниматься балетом. Порядки, которые царят в неформальной балетной среде, стали, по их мнению, причиной гибели Вадима.

– В Мариинском театре артисты употребляют наркотики! Курят марихуану, нюхают кокаин. Не исключение и мой сын, – беспощадна в своих откровениях Наталья Владимировна. – Я предполагаю, что Вадика убил кто-то из его друзей...

Тело сына обнаружил отец – Григорий Алексеевич. Он специально приехал с дачи на городскую квартиру, так как Вадим вот уже третий день не отвечал на телефонные звонки. «Случилась беда», – сразу подумали родители.

В этой семье было принято держать друг друга в курсе всех перемещений. Ежедневные звонки по поводу того, кто куда пошел и когда будет дома, считались за правило.

– На дню мог раз десять позвонить, – говорит Наталья Владимировна. – «Мамочка, со мной все в порядке, я в театре», «Мамочка, скоро буду».

Григорий Алексеевич приехал домой вечером 6 августа – в воскресенье. Вадим был мертв уже около суток.

– Входная дверь была чуть приоткрыта, – рассказывает отец. – Я сразу понял: стряслось что-то страшное.

Сын лежал в углу своей комнаты с пробитой головой. Как потом установит следствие, причиной смерти стал сильнейший удар по височной области. Убили Вадима Рассказова простой напольной вазой...

– Вещи были разбросаны по всей комнате. В гостиной будто специально вывалили вещи из шкафов, – рассказывает Григорий Алексеевич. – У меня сложилось впечатление, что этот бардак нарочно создан, чтобы навести милицию на версию ограбления.

Она и была озвучена как приоритетная для следствия, когда на следующий день питерские информагентства сообщили о гибели артиста Мариинского театра.

* * *

Небольшая комната, в которой жил Вадим, обставлена скромно – без ожидаемого артистического изыска. Видавший виды раскладной диван-кровать, кресло, журнальный столик, телевизор и музыкальный центр. На стене – несколько фотографий в рамочках. На стул небрежно наброшена белоснежная рубашка...

– Вадим любил хорошо одеваться, носил только дорогие вещи. Вот эти туфли он купил в Лондоне. – Григорий Алексеевич берет в руки обувь и в замешательстве кладет ее на стол.

Вадим жил вместе со своими родителями. Все 29 лет своей жизни.

– А мы жили только для него, – объясняет Наталья Владимировна. – Я ради него работу бросила, как только стало понятно, что танцы не просто увлечение.

Родом семья Рассказовых из Красноярска. Переехали в Петербург чуть больше десяти лет назад – к тому времени Вадим оканчивал Московское хореографическое училище (считается, что лучших артистов балета готовят в Москве, а артисток – в Петербурге, в знаменитой Вагановской академии).

– Ему прочили блестящее будущее, – вздыхает мать. – Его выделяла сама Головкина. А замечательный педагог Пестов хотел, чтобы Вадим танцевал на сцене Большого театра.

Но не случилось. Произошел некий конфликт с балетмейстером Вячеславом Гордеевым (в прошлом – звездой советского балета, премьером Большого театра), и Рассказов был вынужден покинуть прославленную сцену, на которой станцевал уже несколько спектаклей. Педагоги просили Вадима переждать год – «пока утрясется буря». Но тот уехал к родителям в Петербург.

– В Москву мы не решились переезжать, денег хватило бы только на однокомнатную квартиру, а здесь все-таки Мариинский театр, как нам казалось, ничуть не хуже Большого.

Но в Мариинке карьера у Вадима не задалась с самого начала. Сказывалась травма спины, полученная еще в Большом театре. Немалую роль, по словам родителей, сыграла и позиция администрации Мариинки, которая не продвигала одаренного танцора. Но сколько их, талантливых и замечательных, канувших в балетное небытие? Общеизвестно, мир балета жесток, как, наверное, никакой другой. Беспощадная конкуренция, погоня за славой, быстротечность времени и слепой случай поломали не одну судьбу.

Конечно, родительская обида понятна. Они видели в своем сыне исключительно солиста и тяжело переживали его неудачи – до такой степени, что мать Вадима Рассказова принципиально не ходила на спектакли: все эти десять лет Вадим танцевал в кордебалете – на второстепенных ролях. Для амбициозного артиста это был настоящий крах.

* * *

– В последнее время он жить не хотел, – признается Наталья Владимировна. – Депрессию усугубляли и неприятности в личной жизни. Два года он встречался с девочкой, тоже балериной, и дело явно шло к свадьбе. Но все сорвалось. Она его просто использовала. Все деньги шли на нее, мы с отцом делали все, чтобы они были счастливы, пока не поняли, что все вхолостую. Вадим сильно переживал разрыв.

Но, как известно, время лечит душевные раны. Вот и Вадим, выбросив портрет некогда любимой девушки в мусорное ведро, начал заново строить планы. Накануне он собирался ехать в Москву, там его ждали две близкие подруги – балерины. Одна из них – прима-балерина Большого театра, по словам родителей, была влюблена в Вадима много лет.

– Она любила его издалека, гордо несла свое чувство, не навязываясь и ничего не прося взамен, – говорит Наталья Владимировна.

Другая девушка была первой любовью Рассказова, и тот, по всей видимости, надеялся реанимировать былое чувство и, может быть, начать новую жизнь.

Вместе они собирались ехать в Болгарию. Получив отпускные, Вадим уже поменял часть денег на болгарские левы. Эти деньги – чуть больше девяти тысяч левов – преступник (или преступники?) не тронули. Они так и остались лежать в ящике комода. И уже одно это ставит под сомнение версию об ограблении. По крайней мере, убийца действовал избирательно, заметая следы. Забрал почему-то личные письма Рассказова, его фотографии.

– Он мог пустить в квартиру только близкого человека, – уверены родители. – И мы предполагаем, кто это мог быть.

Они называют имя человека (его фамилия известна редакции), с которым дружил Вадим Рассказов. Он также танцевал в труппе Мариинского театра, потом ушел из него. Говорят, он сильно опустился. Наталья Владимировна вспоминает, что он приходил как-то к Вадиму в компании двух приятелей – явно деградирующих личностей. Она говорит также, что этот друг был должен Вадиму деньги... Прямых доказательств того, что именно он причастен к убийству Вадима Рассказова, у родителей нет. Есть только догадки и предположения. В данном контексте его поведение вызывает подозрения и у нас.

Наш корреспондент вышел на этого человека совершенно случайно, когда в поисках «ближнего круга» Вадима раскрыла телефонный справочник. Реакция на телефонный звонок была острой. Друг был явно напуган. «Как вы меня вычислили?» – прозвучала фраза. А потом началось странное. Парень настоятельно советовал не ходить к родителям Вадима, потому что те, мол, невменяемы и пребывают в истерике. Как потом выяснилось, он звонил Наталье Владимировне и просил ее не пускать журналистов на порог, потому что они, мол, аферисты. Чего он боялся?

На личную встречу с корреспондентом он сначала согласился незамедлительно, а потом начал откладывать ее со дня на день, ссылаясь на похороны Вадима: «Вы же понимаете, в каком я буду состоянии?»

Совершенно очевидно, что этот человек страшно боится публичности и того, что вся эта история попадет в прессу. «Кто еще из журналистов поехал к родителям?» – беспокоится он.

По его словам, в день убийства Вадима он был в деревне. И вообще они не виделись с октября прошлого года. Но накануне, 4 августа, он позвонил Вадиму. Разговор был коротким: «Как дела, Рассказик? Куда пропал?» – «Все хорошо», – якобы ответил тот.

Ирина Обрезаненко,
Читайте газетную версию материала в номере «Вашего Тайного Советника» за 14.08.06