Почему "поседел" чернослив в шоколаде?

Почему "поседел" чернослив в шоколаде?

В Санкт-Петербургскую общественную организацию потребителей “Общественный контроль” обратилась жительница Петербурга Елена Тарасова. Она сообщила о том, что недавно приобрела в одном из крупных универсамов коробочку чернослива в шоколаде, чтобы угостить за чаем своих друзей. Однако в последний момент выяснилось, что порадовать гостей нечем: конфеты, которые, судя по указанному на упаковке сроку годности, должны быть вполне свежими, оказались подернутыми "сединой", свидетельствовавшей об их преждевременном старении…

В Санкт-Петербургскую общественную организацию потребителей “Общественный контроль” обратилась жительница Петербурга Елена Тарасова. Она сообщила о том, что недавно приобрела в одном из крупных универсамов коробочку чернослива в шоколаде, чтобы угостить за чаем своих друзей. Однако в последний момент выяснилось, что порадовать гостей нечем: конфеты, которые, судя по указанному на упаковке сроку годности, должны быть вполне свежими, оказались подернутыми "сединой", свидетельствовавшей об их преждевременном старении…

Жалоба потребителя стала основанием для проведения “Общественным контролем” экспертизы шоколадного деликатеса. Для этого в городской розничной сети закупочной комиссией, в состав которой вошли представители ведущих операторов кондитерского рынка Петебурга и СМИ, были приобретены восемь образцов конфет “чернослив в шоколаде” местного и иногороднего производства и доставлены в аккредитованную испытательную лабораторию.
Как рассказал Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей "Общественный контроль", предполагалась, что лидерами по качеству станут крупнейшие кондитерские предприятия С.-Петербурга. Однако протоколы испытаний говорили об обратном: образцам продукции двух известнейших фабрик С.-Петербурга, подвергнутым испытаниям, был вынесен вердикт: “не соответствует ГОСТ 4570-93 по органолептическим показателям”! У ЗАО «Кондитерская фабрика им. Н.К. Крупской поверхность шоколадной глазури оказалась местами потертой, с «поседением», а у ЗАО «Первый кондитерский комбинат «Азарт» была выявлена деформация шоколадного корпуса и неровная матовая поверхность. В то время как ГОСТ гласит: «Глазированные конфеты должны иметь ровную или волнистую поверхность. Конфеты, глазированные шоколадной глазурью, должны иметь блестящую поверхность с четким рисунком».
Такие результаты стали полной неожиданностью не только для общественников, но и для экспертов, тем более, что конфеты фабрики им. Н.К. Крупской были произведены 26 июня 2006, а закуплены и сданы в лабораторию днем позже! Ну, а закупка образцов фабрики “Азарт” была произведена в фирменном магазине предприятия на Б. Сампсониевском пр., д.77/7!
За разъяснениями общественники обратились к петербургским изготовителям и специалистам. Елена Осыкина, заместитель генерального директора по качеству ЗАО “Кондитерская фабрика им. Н.К. Крупской, пояснила, что “седина” на поверхности шоколадной глазури говорит лишь о том, что глазурь выполнена из натурального шоколада, а не с использованием его более дешевых заменителей – растительных жиров. По словам Елены Григорьевны, заменители какао-порошка или какао-масла, такие как, например, пальмовое или кокосовое масло, имеют другую химическую структуру и предохраняют шоколадную глазурь от эффекта “поседения” даже при длительном хранении. “Наша фабрика при производстве шоколада использует только натуральное какао. А этот ингредиент гигроскопичен, из-за чего может появляться “поседение”.
Однако Наталья Палеева, начальник отдела сертификации, эксперт по кондитерским изделиям СПб ГУ “Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг” не согласна с такой трактовкой проблемы. “Поседение” глазури, говорит она, может произойти из-за нарушения технологии, использования некачественного сырья. По словам руководителя испытательной лаборатории “Петэкс” Людмилы Гамовой, с поседением конфет на второй день после их производства она сталкивается впервые.
Алла Левкова, главный технолог ЗАО “Первый кондитерский комбинат “Азарт”, предположила, что претензии в адрес продукции ее предприятия необходимо адресовать продавцам. Наличие деформации и неровная, матовая поверхность – это результат нарушений условий хранения конфет, а не производственный брак, считает Алла Михайловна. Наталья Палеева опять не согласна: поверхность по ГОСТу должна быть блестящей, матовый цвет, скорее всего, говорит об избытке в глазури растительных жиров.
Замечания экспертов также получили две иногородние кондитерские фабрики: "Чернослив в шоколаде", ТМ "Фруже", ООО "Натуральный продукт", Калужская обл. («поверхность шоколадной глазури местами потертая, с «поседением») и "Чернослив с грецким орехом в шоколадной глазури», ТМ "Озерский сувенир", ЗАО Кондитерский комбинат "Озерский сувенир", Московская обл. (шоколадная глазурь с наличием «поседения»). Эти два образца были изготовлены не по ГОСТ 4570-93, а по собственным техническим условиям.
Лидерами экспертизы были признаны образцы продукции четырех предприятий: "Французский чернослив" в шоколаде с миндалем, ТМ "Серебряная мечта", ТУ (ООО "Кондитерская фабрика "Серебряная мечта", С.-Петербург), «Испанский чернослив в шоколаде» (ЗАО "Кондитерская фабрика "Каскад", г. Великий Новгород", ГОСТ 4570-93), "Чернослив в шоколаде" с грецким орехом" (ЗАО "Камея", С.-Петербург, ГОСТ 4570-93), "Чернослив в шоколаде" (ООО "ФинТур", Ленинградская область, ТУ).

Пресс-служба НП «Общественный контроль качества», 16.08.2006 г.