Аварии больше не интересны ГИБДД

Аварии больше не интересны ГИБДД

Процедура оформления документов после дорожно-транспортного происшествия будет упрощена. Выезд на место аварии сотрудников ГИБДД будет не обязателен, а страховые компании перейдут к процедуре прямого урегулирования убытков.

Процедура оформления документов после дорожно-транспортного происшествия будет упрощена. Выезд на место аварии сотрудников ГИБДД будет не обязателен, а страховые компании перейдут к процедуре прямого урегулирования убытков. Законодательную основу для введения новшеств Госдума планирует подготовить к 1 января 2007 года. Когда же в правительственных кабинетах созреет план стандартизации оценки ущерба, на которой сегодня наживаются недобросовестные компании, не известно.

Во время осенней сессии депутаты Госдумы рассмотрят, и, надо полагать, одобрят, пакет поправок в закон «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств», разработанный Минфином РФ. Отказом от выезда госинспекторов на место происшествия, когда нет пострадавших с тяжкими увечьями или погибших, отечественная «автогражданка» станет ближе к нормам Европейского протокола. Однако специалисты в области административно-правого, технического и информационного ассистанса по авторынку полагают, что вслед за принятием столь важных изменений в страховое законодательство потребуется решить еще одну глобальную проблему. Дело в том, что в стране до сих пор не существует единой методики оценки ущерба. Процесс стандартизации станет особо актуален после повсеместного введения прямого гашения убытков, когда страховая компания первым делом будет выплачивать деньги своему клиенту, и только потом взыскивать эту сумму с оппонента.

По данным Российского союза страховщиков, сейчас в РФ работает около 5 тысяч автоэкспертов, которые используют в работе несколько стандартных методик, которые приводят к разным результатам при оценке ущерба. Понятно, когда наступает страховой случай, страховые компании уверены в своей правоте, считая, что заплатили много, в то время как пострадавшие, напротив, считают себя обманутыми, полагая, что им платят слишком мало. Такие разногласия нередко доводят страховщика и клиента до судебных разбирательств.

Технологию оценки ущерба нужно менять, но как? На сегодняшний день осмотр транспортного средства и оценку ущерба выполняет одна и та же компания. Именно ее представители составляют впоследствии «Отчет об оценке», то есть документ, где фиксируется опись повреждений, фотоматериалы с места аварии, калькулируется сумма нанесенного ущерба.

- Именно на этапе составления такого документа возможны случаи злоупотреблений и страхового мошенничества, - рассказывает президент ассистансткой компании «ЛАТ», председатель правления Всероссийского союза аварийных комиссаров Игорь Голубев. - Строго говоря, осмотр и фиксация повреждений, полученных в результате наступления страхового события и оценка их в денежном исчислении с учетом технологии ремонта - два последовательных процесса в процедуре урегулирования страхового события. И выполнять их могут различные независимые компании.

Должно быть, это станет достойным выходом из сложившейся ситуации, и процесс оценки будет публичным, результаты объективными, а любые попытки повлиять на величину размера ущерба сведены к минимуму. Хотя не исключено, что на российской почве и это благое начинание может принять извращенные формы.

И если сегодня автомобилистам порой приходится обеспечивать «конфиденциальными доходами» госинспектора и аварийного комиссара, то теперь в строю «халявщиков», наверняка, прибудет на одного. Но это лишь версия возможных преобразований. А пока будем ждать, когда федеральное правительство проявит законодательную инициативу стандартизировать оценку ущерба при ДТП.

Оксана Прохорова,
Фонтанка.ру