Садовый дизайн ориентируется на изыск и гармонию

Садовый дизайн ориентируется на изыск и гармонию

Монотонный уход на протяжении многих чуть ли не главное условие того, что в Европе называют ландшафтным дизайном. В российских условиях модное понятие наполнилось экзотическими изысками и порой невероятными формами.

Монотонный уход на протяжении многих чуть ли не главное условие того, что в Европе называют ландшафтным дизайном. В российских условиях модное понятие наполнилось экзотическими изысками и порой невероятными формами. Метаморфозы растительной жизни изучала корреспондент НТВ Катерина Правдина. Несколько участков в обыкновенном садоводстве как уголок европейского пригорода. Таким их делает ухоженный сад. Появившаяся лет 10 назад в России мода на ландшафтный дизайн пока еще не стала общедоступной. А декор загородного дома — его обязательным атрибутом. Возможно, поэтому такие оазисы до сих пор считаются показателем обеспеченности, а не доказательством культуры. Андрей Пожидаев, ландшафтный дизайнер: «Мода, безусловно, существует. У нас ее пока нет. В России нет условий, при которых она могла бы появиться». Андрей Пожидаев создавал этот сад не один год. Говорит, можно было сделать еще интереснее и современнее. Но здесь дизайн уличного пространства зависел от уже построенных коттеджей и насыпанной горки. А на самом деле ландшафт и стройка должны быть одним проектом. Тогда сад всегда будет выглядеть эксклюзивно. И для этого не обязательно сажать диковинные заморские растения. Андрей Пожидаев, ландшафтный дизайнер: «Обычный калган, наша полевая травка. На луге не очень заметно. Но когда сажаешь в сад, получается вполне садовое растение». В случае, когда образ собственного сада не рождается, срабатывает принцип: сделайте мне красиво. Тогда спрос и моду формируют сезон и сами растения. Юрий Фоменко, шеф-дизайнер: «Лиственные декоративные растения люди готовы покупать всегда. А есть растения, которые выглядят просто зеленым кустарником. Люди не понимают, как они будут цвести, поэтому их приобретают, когда растения зацветают». Чем шире география путешествий землевладельцев, тем разнообразней их пожелания. Цветы и деревья стараются сажать по определенным правилам, ориентируясь на впечатления из поездок или обращаясь к дизайнерам. Конструкция из бамбука для отпугивания диких зверей — элемент декора японского сада. Так же, как и искривленная сосна, чьи ветки выгибали специально. Спросом среди клиентов пользуется и классический английский мини-парк с просторным газоном. Зеленый травяной ковер — несбыточная мечта советской интеллигенции, устаревший, но неизменный символ сада. Юрий Фоменко, шеф дизайнер: «Альпийская горка лет 7–10 назад была популярна. Каждый человек хотел иметь на участке одну-две-три горки, а может, на одну больше, чем у соседа». Овощи, которые еще недавно нещадно истребляли на шести сотках огородоненавистники, неожиданно снова вернулись, но уже не на грядки, а на клумбы. Клиенты, вспоминая детство, просят сделать в их саду бабушкин уголок. Огород теперь тоже часть ландшафтного дизайна. Это, конечно, не сформировавшийся русский стиль, но точно его ретроэлемент. Заброшенный колодец зарос клубникой. А на грядках вместе с цветами растут капуста, пусть и декоративная, салат, морковка, свекла. Некоторая уже созрела. Если заниматься прополкой не хочется, то вытащить из земли красивый овощ приятно даже самому ярому противнику огорода. Образ русского сада не имеет конкретного пейзажа. Есть только ассоциации: береза, рябина, ромашки. Но такое существует скорее не в ухоженном саду, а в дикой природе. Но именно гармония с ней — главный принцип создания ландшафта. А в нем нет четких правил, есть наука — ботаника. Теперь не актуально сеять траву и выращивать розы. Лучше засыпать землю шишками или корой, посадить чернику или вереск. Сделать имитацию леса и луга — сейчас так престижно. Сад даже должен быть немного запущенным — в этом особый изыск. Но в нем обязательно должен быть садовник.