Сколько стоят мечты туристов?

Сколько стоят мечты туристов?

Месторождения полудрагоценных камней в Финляндии уже почти пять лет используются в качестве готовых музеев. Когда-то здесь пришли к выводу, что туристы могут приносить куда больший доход, чем просто добыча и продажа камня.

Месторождения полудрагоценных камней в Финляндии уже почти пять лет используются в качестве готовых музеев. Когда-то здесь пришли к выводу, что туристы могут приносить куда больший доход, чем просто добыча и продажа камня. Репортаж Ольги Тонконоговой:

Один сантиметр - миллион лет. Француз Паскаль Бинье в прошлом золотоискатель, теперь специалист по аметистам, рассказывает немецким гостям, что главное в камне - глубина и чистота цвета. На этих разработках в сердце Лапландии каждый посетитель может сам найти и унести с собой один камень. При условии, что он будет помещаться в ладони. Финны считают, что в этом нет угрозы национальному достоянию.

130 километров за полярным кругом на вершине горы в национальном парке в Луосто - только гости из Франции, Германии и Америки. В настоящую сокровищницу - в пещеры - туристов не пускают. Такое впечатление, что здесь вообще никто не работает.

Паскаль Бинье, сотрудник аметистовых приисков: Мы сознательно не открываем здесь серьезных разработок. Мы ведь точно не знаем, сколько у нас аметиста. Возможно, только 1 тысяча тонн. Ведь самый крупный добытчик в мире ежегодно поставляет на рынок несколько сотен тонн, а мы всего 300-400 килограммов в год.

Финны уверены, что если начать разработки аметист закончится уже через несколько лет. Намного выгоднее добывать камень партиями и делать ювелирные изделия. Они стоят дороже. Еще дороже оцениваются мечты туристов. Древние римляне, египтяне и саамы верили, что аметист обладает мистической силой. Здесь говорят, если вы нашли аметист, он ждал вас не меньше двух миллионов лет.

Райли Карвонен-Вилман, хозяйка гостиницы: Я жила со своим мужем уже 12 лет и у меня не было детей. И вот я нашла свой аметист. Женщина, которая работала на месторождении, взяла мою руку и сказала: Райли, я точно знаю, что очень скоро в твоей жизни произойдет что-то очень хорошее. И вскоре я забеременела, а сына своего назвала аметистовым мальчиком.

Гречишный камень, из которого в начале прошлого века в Петербурге облицовывали дома, наоборот, добывают с гигантским размахом. Северная Карелия - главный поставщик этого камня по всему миру. Сфера применения разнообразна: от посуды до печей. Тонны самого мягкого камня режут лазером и под напором воды. Чтобы не было пыли, говорит мастер из Петербурга Саша Кисконен.

Александр Кисконен, резчик: Этот камень очень энергоемкий и долго держит тепло по сравнению с кирпичом. И настолько мягкий, что его можно обрабатывать даже ножом.

У местных жителей еще остались поделки, которые мастерили солдаты времен зимней войны. Когда-нибудь они наверняка попадут в музей камня, который тоже находится в Северной Карелии. Финны считают что пришло время не только собирать, но и ценить камни.