Пожалуйтесь на плохую рекламу

Пожалуйтесь на плохую рекламу

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ждет сообщений о недостоверной рекламе – правила их рассмотрения правительство России утвердило на прошлой неделе.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ждет сообщений о недостоверной рекламе – правила их рассмотрения правительство России утвердило на прошлой неделе. Теперь указано – куда, как и за что «стучать» на лживого рекламодателя.

По новому закону предъявить претензии можно, наверное, к каждому второму щиту или ролику. По какому праву в момент решающего обгона Шумахером Алонсы на «Формуле 1» показывали рекламу (закон разрешает прерывать спортивные трансляции, но только если это не приводит к потере части существенной информации о соревновании)? Почему «Билайн» рассылает рекламу по SMS (запрещено без специального согласия абонента)? С какой стати на карете «Скорой помощи» нанесена наклейка страховой компании (реклама на машинах специальных и оперативных служб не допускается)? Рядом со школой моего сына висит щит «Marlboro». А «Теремок» пишет, что у него лучшие блины... И, конечно же, – мне пришел спам.

Широка страна моя родная

Все эти жалобы (ФАС) будет рассматривать месяц. Если вообще начнет рассматривать. Целая глава новых правил посвящена вопросу подведомственности дел. Куда жаловаться на тот же «Билайн» – в Москву или в Питер? Основополагающим будет местонахождение нарушителя - рекламораспространителя. Если ненадлежащая реклама связана с потребительским товаром, то выяснить место регистрации нарушителя можно по чеку (если ИНН начинается с 78 – пишите в Управление ФАС по Петербургу и Ленобласти, с 77 – в Москву). Если реклама распространялась на территории только одного региона (например, Петербурга и Ленобласти), то дела возбуждаются и рассматриваются в Управление ФАС по месту распространения. Правда, правила предусматривают и передачу дел по назначению, то есть можно все жалобы слать в питерское управление, а оно само разберется (такая система работала и раньше). Но это процедура крайне сложная и точно не ускорит рассмотрения обращения гражданина (срок пересылки – месяц).

Процесс пошел

В жалобе надо указать себя (ФИО и адрес, паспортные данные не обязательно) и название компании, на которой недовольны. Максимально подробно описать факты, свидетельствующие о наличии нарушения, с указанием способа, места и времени распространения рекламы с приложением имеющихся свидетельства. Если доказательств нет (не должен болельщик «Королевских гонок» записывать на видеомагнитофон трансляцию каждого гран-при и высылать кассеты), то заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие сведения.

Через месяц антимонопольное ведомство должно решить, есть ли признаки нарушения закона о рекламе или нет, а если есть – то возбудить дело. После этого заявитель получит либо сообщение об отказе в возбуждении дела, либо повестку. Установлен также специальный «Рекламно-процессуальный кодекс» – регламент проведения судебного следствия. Только вершить правосудие будут в таком процессе не судьи, а члены комиссии антимонопольного службы.

Любопытно, если при первичной проверке установлено, что нарушение есть, но невозможно установить нарушителя, то отказать в возбуждении дела ФАС не вправе. И именно такая ситуация будет при рассмотрении жалоб на спам (любой пользователь электронной почты может по десятку обоснованных жалоб в день писать). А вот если в течение месяца уже после возбуждения дела найти виновника не удалось, то антимонопольная служба сможет с чистой совестью прекратить производство. Только пройдя все эти процедуры, заявитель законно услышит «селяви».

Павел Нетупский,
специально для «Фонтанки.ру»