Поврежденные скульптуры моют и восстанавливают

Поврежденные скульптуры моют и восстанавливают

В Летнем саду начинают реставрировать скульптуры, которые пострадали от рук вандалов в начале октября. По словам специалистов, сначала они испытали шок от того, что 300-летние скульптуры уже не удастся восстановить.

В Летнем саду начинают реставрировать скульптуры, которые пострадали от рук вандалов в начале октября. По словам специалистов, сначала они испытали шок от того, что 300-летние скульптуры уже не удастся восстановить. Но сейчас к ним вернулась уверенность: шедевры все-таки будут спасены. Репортаж корреспондента НТВ Марии Сапожниковой. Реставрационная мастерская как кабинет зубного врача. Набор стоматологических инструментов всегда под рукой. Скульптуры XVIII века восстанавливают с хирургической точностью. Резиновые перчатки, белый халат и скальпель — вот снаряжение художника — реставратора. После последнего акта вандализма в Летнем саду работы в мастерской прибавилось. Пять подлинных экспонатов итальянских мастеров — бюсты жен императоров — попали сюда вне очереди. Павел Лазарев, заведующий сектором реставрации гипсовой и каменной скульптуры: «Голова скульптуры была закреплена на штыре, но в результате падения стала подвижна. Произошел скол на месте старой склейки. Придется демонтировать, почистить и установить заново». Впервые скульптуры Летнего сада восстанавливают в помещении. Раньше реставраторы трудились на месте под открытым небом. Вместе с поврежденными бюстами в мастерскую доставили и все мельчайшие осколки. Их на месте преступления собирали по крупицам. Теперь задача реставраторов — отличить подлинные детали от новодела. В реставрационной каждый день банный. Грязь разрушают горячим паром. Чтобы смыть трехвековую пыль, надо не меньше месяца. На особо устойчивые пятна накладывают компрессы со специальным составом. Он постепенно размягчает грязь. Это секретное ноу-хау специалистов Русского музея. Анна Казанова, художник-реставратор: «Мы пользуемся не мылом и не порошком, а специальным моющим средством, которое не наносит вреда памятнику. Удалять грязь нужно щадящим способом, чтобы не повредить скульптуры». Все этапы реставрации обсуждают на специальном совете. Здесь к каждой скульптуре — индивидуальный подход. Анна Казакова, художник-реставратор: «В Летнем саду в каждом месте есть свой микроклимат. Влияет, с какой стороны расположена скульптура, „роза ветров“, под каким деревом она стоит». Во время этой реставрации специалисты сделали открытие. Многие статуи не на своих местах. Сейчас ошибки пытаются устранить. Искусствоведы ищут архивные документы. Павел Лазарев, заведующий сектором реставрации гипсовой и каменной скульптуры: «Когда расчистили постамент, сняли статую и удалили загрязнения, обнаружили надпись. Она говорит о том, что постамент изготовили специально для одной скульптуры Летнего сада, но позже переместили на другой постамент». Этот парк в отличие от загородных царских резиденций всегда был публичным. Скульптуры восстанавали и в XVIII веке. Об этом говорят следы на экспонатах, оставленные прошлыми реставраторами. Как сад открытых дверей сделать закрытым теперь думают и руководство Русского музея и вневедомственная охрана. Возможно в ближайшее время здесь установят сигнализацию и систему видеонаблюдения. Но реставраторы предлагают заменить статуи копиями, а подлинники перевезти в музей. Венера Таврическая — первый такой опыт. Эта скульптура Летнего сада сейчас хранится в Эрмитаже. И, как отмечают специалисты, ей повезло больше других.