Кто вы, господа присяжные – 2, или Сколько среди них наркоманов

Кто вы, господа присяжные – 2, или Сколько среди них наркоманов

Государственная система учёта наркозависимых не пригодна для эффективного подбора кандидатов в присяжные заседатели. И до тех пор, пока у будущих присяжных не начнут брать пробы на наркотики, вероятность появления наркоманов среди тех, кто будет выносить вердикты, очень высока.

Государственная система учёта наркозависимых не пригодна для эффективного подбора кандидатов в присяжные заседатели. И до тех пор, пока у будущих присяжных не начнут брать пробы на наркотики, вероятность появления наркоманов среди тех, кто будет выносить вердикты, очень высока. Что, в свою очередь, не только дискредитирует институт присяжных, но и делает самих присяжных идеальным объектом для шантажа. С таким заявлением выступил заведующий кафедрой превентологии Института специальной педагогики и психологии Леонид Шпиленя после публикации «Кто вы, господа присяжные» в последнем номере «Вашего тайного советника» (N 43 за 6 ноября 2006 года).

Математика тут проста. Сегодня в Петербурге зарегистрировано около 8 тысяч наркоманов. Это люди, которые сами или с помощью родственников и сотрудников правоохранительных органов обратились в государственные медицинские заведения в связи с наркотической зависимостью.

Эти 8 тысяч, в основном, совершенно опустившиеся люди, у которых давно кончились деньги на анонимное лечение, и лечение которых малоперспективно, говорит Леонид Шпиленя. По его словам, у большинства из них вследствие болезни произошли необратимые изменения личности, так что предположить, что такие люди попадут в состав присяжных, страшно. Ведь наркоманами-присяжными могут оказаться люди, которые неспециалистам покажутся совершенно обычными людьми. Между тем, наркотики, даже легкие, – это психоактивные вещества, которые изменяют мироощущение человека, трансформируют жизненный опыт, подавляют критику. Находящийся под воздействием экстази наркоман ко всем очень хорошо относится, ему легко может показаться ангелом стоящий перед ним убийца. И, поверьте, эти предположения можно продолжить. Проблема отбора присяжных заседателей по наркологическому критерию, к сожалению, в принципе не более чем профанация. Ведь количество официально учтённых наркоманов совершенно не соответствует реальному положению дел...

Простой пример: в нашем городе официально зарегистрировано около 30 тысяч ВИЧ-инфицированных. Специалисты уверены, минимум 70 процентов из них наркоманы. 70 процентов от 30 тысяч - это более 20 тысяч человек, что в 2,5 раза превышает официальное число учтённых наркозависимых. А сколько наркоманов, которые не заражены ВИЧ-инфекцией, но при этом не состоят ни на каких учётах? Кстати, Леонид Шпиленя полагает, что пропорция реальных наркоманов и учтенных ещё страшнее – 1 к 10.

Леонид Шпиленя и его коллеги видят только один способ оградить от наркоманов коллегии присяжных заседателей в судах. В отборе кандидатов должны участвовать медицинские работники, которые с помощью тестов, анализов, любым другим разумным способом будут выявлять и отсеивать наркоманов.

О неприспособленности нашей системы здравоохранения к действующему законодательству, определяющему порядок подбора кандидатов в присяжные заседатели, свидетельствует и такой курьёзный случай. В один из районных наркологических диспансеров поступила из Смольного бумага: мол, так и так, просим проверить прилагаемый список кандидатов в присяжные заседатели на предмет возможного учёта указанных в списке фамилий в вашем заведении. Проверили и, естественно, обнаружили несколько «подучётных элементов». Подготовили ответ, но тут вмешался юрист:

– Секундочку! Закон о врачебной тайне не позволяет медицинскому заведению сообщать какому-либо комитету городской администрации фамилии наркозависимых! Любой из них может опротестовать эти действия в суде!

Выход нашли по-российски просто: представили список тех, кто на учёте не состоит. Мол, про остальных думайте, что хотите!

Кстати, даже формальное сопоставление первичных списков кандидатов в присяжные заседатели с соответствующими списками учётов в районных наркологических диспансерах весьма результативно. Например, недавно такой список пришёл в одно из подразделений Межрайонного наркологического диспансера N1, курирующее Калининский район - один из самых больших районов города. Список состоял примерно из 15 тысяч фамилий на 182 листах. После сопоставления с учётными данными сотрудники диспансера вычеркнули по две-три фамилии на каждой странице. Исходя из приведенных выше цифр, можно предположить, что на самом деле следовало вычеркнуть в 2,5 раза больше - по пять-семь фамилий с листа или от 900 до 1300 человек из всего списка.

А ещё можно предположить, что около 1000 наркоманов только из Калининского района успешно прошли предусмотренную законом проверку...

Интересный случай нам рассказали в другом районе. Один из руководителей районного наркологического диспансера договорился с руководством местной милиции, чтобы ему сообщали обо всех задерживаемых наркоманах и наркоторговцах. На основании этих данных руководитель диспансера довольно быстро составил собственную картотеку районных наркоманов, которая, как не трудно догадаться, существенно отличалась от данных официального учёта.

– Вы не поверите, – сказал нам этот доктор, – но на основании моей картотеки я отказывал в выдаче справок примерно 90 процентам желающих! В основном, эти люди собирались трудоустраиваться в государственные учреждения...

Доктор просил не называть себя – из-за проявленной инициативы у него были серьезные неприятности. Ведь он действовал на основании собственных убеждений, которые не совсем (мягко говоря!) совпадали с требованиями законодательства. Зато пример показательный.

По нашим сведениям, чиновники Министерства здравоохранения и социального развития в недалеком будущем попытаются пересмотреть систему учёта наркозависимых. Дай-то Бог. Ведь страшно подумать, сколько дров ещё наломают наркоманы, находясь в тех ипостасях, к которым они по медицинским показаниям совершенно непригодны.

Герман Петров

Полный вариант этого материала читайте в «Вашем тайном советнике» 13 ноября.