Амуры из Севра хранят память о скульпторе Фальконе

Амуры из Севра хранят память о скульпторе Фальконе

Известный во всем мире Медный всадник Этьена Фальконе — единственное творение французского скульптора не только в Петербурге, но и во всей России.

Известный во всем мире Медный всадник Этьена Фальконе — единственное творение французского скульптора не только в Петербурге, но и во всей России. Между тем в Париже в эти дни отмечают 250-летие создания Севрской фарфоровой мануфактуры, руководил которой одно время и Фальконе. Из предместья Парижа — репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова. В середине XVIII века этой мануфактурой в Севре руководил Фальконе. Около старых печей, где обжигали фарфор, сегодня стоит знаменитый «Грозящий Амур». Авторские мраморные версии этой скульптуры Фальконе находятся в Лувре и Эрмитаже, а здесь до сих пор делают копии из фарфора. Мишель Руэ — шеф цеха эмали — работает с заготовками, как жонглер. Движения мастера отточены до виртуозности. В процессе нанесения эмали за 250 лет ничего не изменилось. Сначала еще на мягкий фарфор наносится фирменный знак, заготовка обжигается, а потом опускается в ванну с эмалью. Мишель Руэ, шеф цеха эмали: «На тарелке всегда остаются следы от пальцев. Без них нельзя обойтись. Потом кисточкой или шпателем стараемся убрать все неровности». Еще в середине XVIII века мастера случайно обнаружили, что покрывать статуэтки эмалью необязательно. Так появились особые бисквитные амуры и психеи. Изящные статуэтки стали воплощением того периода, когда фарфором занимался гениальный скульптор и даже олицетворением стиля «рококо». На одном из холмов Севра в XVIII веке жила могущественная мадам Помпадур. Через Севрскую мануфактуру к фаворитке короля пролегал путь богачей, знати и куртизанок. Все знали, что герцогиня Помпадур покровительствовала искусству Фальконе и старались купить изящные статуэтки. Поэтому любовница короля Людовика XV обеспечила успех производства. В музее Севра можно найти все эти вещички а-ля Помпадур. Только вот, что именно принадлежит авторству Фальконе сказать трудно. Его имя ставилось на продукции как имя руководителя. Тем не менее, искусствоведам удалось точно установить, что одна из моделей вылеплена именно Фальконе. Вероник Меланде, искусствовед Национального музея керамики в Севре: «Селен с Нимфой». Это действительно вещь Фальконе. Только он мог передать нежный образ женщины, изгиб тела, это тот тип, который нравился Фальконе». Модель необыкновенно ценна. Ни в одном каталоге нет ее фарфоровых отливок. Рядом на полке — модели на религиозные сюжеты. На определенном этапе мастерская Фальконе решила уйти от пасторальных сценок, но композиции со святыми не имели коммерческого успеха. Зато в Севре до сих пор отливают аллегорических героев. На первый взгляд, работа формовщика чисто техническая. Но те, кто работает с фарфором, знают: творчество необходимо на каждом этапе. Доминик Комбо формовщик: «Особенно, когда открываешь формы и видишь лицо. Будто даешь рождение кому-то, что-то новое явилось в мир». В специальном хранилище мануфактуры можно найти немало форм времен Фальконе в прекрасном состоянии. В них до сих отливают фарфор. В 1766 году Фальконе получил приглашение от Екатерины II сделать первый памятник для России. Дидро, который и порекомендовал императрице скульптора, напутствовал друга перед дорогой: «Помни, Фальконе, что ты должен или умереть за работой или создать нечто гениальное». И если бы Фальконе не уехал в Россию, он так и остался бы ваятелем амурчиков и купальщиц.