КВ1С стал памятником прорыва блокады

КВ1С стал памятником прорыва блокады

В музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» открывают новый экспонат. Здесь установили танк, обнаруженный поисковыми отрядами в Ленинградской области.

В музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» открывают новый экспонат. Здесь установили танк, обнаруженный поисковыми отрядами в Ленинградской области. Танк серии «КВ1С» участвовал в военной операции на Волховском фронте во время прорыва вражеского кольца вокруг Ленинграда. Накануне редкий боевой экспонат доставляли к месту вечной стоянки на берегу Невы. Репортаж корреспондента НТВ Андрея Бурцева. «Броня крепка и танки наши быстры» — эти строки словно написаны именно про этот танк КВ1С, «Клементий Ворошилов скоростной». Таких сохранились единицы. Этот больше года восстанавливали на Невском судоремонтном заводе. 40-тонная махина способная развивать на пересеченной местности скорость до 40 километров в час: для войны это непревзойденные характеристики. Во время транспортировки крановые стропы выдержали вес танка, но тягач с места сдвинуться не мог. Его последний путь — на музейный постамент — пролегал по тем самым местам, где 65 лет назад шли ожесточенные бои. Танк КВ1С — модернизированный КВ1 — начали выпускать в конце 42-го. Прямо с завода перебрасывали сюда, на Невский пяточек, разрывать кольцо осады Ленинграда. Вера Позднякова, директор музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»: «У нас была очень тяжелая ситуация. С одной стороны Нева, в которой тонули танки, с другой — непроходимые болота, в которые они тоже проваливались. Нужно было найти такой танк, который бы мог пройти все по ленинградским труднодоступным местам». Обнаружили его в болотах, на том самом берегу Невы, откуда наступал Волховский фронт. Значит, танк должен был прорываться в Ленинград со стороны оккупации. Но история не сохранила подробностей, какую именно роль эта бронемашина сыграла в освобождении города. Игорь Девятников, сотрудник музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»: «Сейчас непонятно: был внутренний взрыв, боевые действия или машину подорвали, когда экипаж оставлял машину. Танк застрял в болоте по брюхо. Доступную часть корпуса позже вырезали на металлолом». Любительские съемки двухлетней давности запечатлели, как танк вытаскивают из болота. На этих кадрах его едва ли узнать: броня разорвана, башня лежит в стороне. Скорее, это была лишь половина целого КВ1С. Олег Алексеев, руководитель поискового отряда «Святой Георгий»: «В наши функции входило обнаружение машины и останков. К счастью, останков мы не нашли». Фрагменты корпуса другого точно такого же танка нашли неподалеку. Потом на заводе из двух соберут один. Бронированные пластины весом около полутоны смогли сдвинуть с места лишь с помощью трактора. Но к удивлению рабочих на заводе даже спустя более полувека в болоте, в днище танка открывался люк. Даже облегченный и менее защищенный советский тяжелый танк оставался настоящей крепостью на гусеницах. Кошмар немецкой пехоты и танкистов: снаряды не берут. Теперь при музее прорыва блокады Ленинграда настоящий танковый музей. Но эти боевые машины подняты со дна Невы. Они прорывали блокаду изнутри, со стороны Ленинграда. КВ1С стал первым памятником тем, кто шел на помощь блокадному городу. На почетное место перед музеем прорыва блокады его пока установили без правой гусеницы. Ее так и не удалось обнаружить. Всего таких танков было выпущено всего около 200 штук и подобрать родную гусеницу к нему так и не смогли. А для тех, кто занимается его восстановлением, очень важно, чтобы все детали были оригинальными. Но в таком виде можно удостовериться, что многие механизмы до сих пор в рабочем состоянии.