В ЦКБ «Рубин» уходит эпоха Спасского

В ЦКБ «Рубин» уходит эпоха Спасского

Произошли кадровые перестановки в старейшем конструкторском бюро России. Стало известно, что академик РАН Игорь Спасский покинул пост руководителя центрального конструкторского бюро «Рубин» — уникального НИИ, разрабатывавшего операцию по подъему АПЛ «Курск» со дна Баренцева моря.

Произошли кадровые перестановки в старейшем конструкторском бюро России. Стало известно, что академик РАН Игорь Спасский покинул пост руководителя центрального конструкторского бюро «Рубин» — уникального НИИ, разрабатывавшего операцию по подъему АПЛ «Курск» со дна Баренцева моря. Можно сказать, что со сменой руководства, а Игорю Спасскому в 2006 году исполнилось 80 лет, закончилась целая эпоха. Академик возглавлял «Рубин» более 30 лет, начиная с 1974 года. О том, что сделано Игорем Спасским за эти годы, вспомнил корреспондент НТВ Павел Сотник. Академик Игорь Спасский. Это имя для атомного подводного флота России звучит также как, например, имя Жореса Алферова для физиков или Сергея Королёва для отечественной космонавтики. Более 30 лет он руководил ведущим в стране конструкторским бюро, где разрабатывались субмарины. И про такой срок успешной работы можно смело говорить — это была эпоха Спасского. Недавнее 80-летие Игоря Спасского. 2 августа 2006 года юбилей отметили выстрелом из пушки Петропавловки и ходовыми испытаниями подлодки «Санкт-Петербург». Дизельная подводная лодка четвертого поколения впервые в мире оснащена системами экологической безопасности. Этот проект лишь один из более, чем двухсотен, который вел Спасский. Если поделить это количество на годы его руководства, то получится: ежегодно руководитель ЦКБ «Рубин» готовил документацию на семь российских субмарин. Игорь Спасский, академик РАН: «В своей жизни я осуществлял много крупномасштабных программ, но подъем „Курска“ был той программой, которая по своей ответственности не может сравниться ни с какой другой. В этой программе мы не имели права на ошибку». Это первые слова Игоря Спасского, сказанные после подъема «Курска». Именно эта операция стала триумфом конструктора. Ведь президент отводил на подъем только один год и немногие верили в то, что у Спасского получится. Чего это стоило, осталось за кадром. Например, в кабинете начальника КБ стоит не совсем уместная ваза. Она прикрывает дыру в зеленом бархате стола. Она появилась, когда Спасский и его подчиненные многие месяцы ночевали здесь во время разработки операции и кто-то обронил пепел. Другой малоизвестный факт. ЦКБ «Рубин» в постперестроечные годы могло и не выжить, если бы Спасский не проявил себя блестящим менеджером. Это по его инициативе в Петербурге появился один из первых бизнес-центров. Его экономическая эффективность позволила спасти коллектив конструкторов. Сергей Корпусенко, генеральный директор бизнес-центра «Нептун»: «Спасский начинал его строить на чисто джентльменских договоренностях со строителями. Он категорически не подписывал документы, потому что он доверял своим обещаниям и доверял строителям, взявшим на себя обязательства». Потом Спасский еще не раз реализовывал не совсем профильные проекты. К примеру, проект «Садко» — первая экскурсионная подводная лодка. Недавно построенный океанариум — тоже первый в Петербурге. 19 января 2007 года. Игорь Спасский на крещенской службе в Никольском соборе. Храму всех моряков, как его нередко называют, он не раз помогал финансово и сегодня, наверное, не мог сюда не придти. Ведь сам часто вспоминает: однажды что-то необъяснимое ему точно помогло. В день подъема «Курска» на Баренцевом море установился штиль. Такое бывает только раз в 100 лет.