«Отражению в воде» устроили живописный дебют

«Отражению в воде» устроили живописный дебют

Сегодня петербургской публике демонстрируют неизвестного Кузьму Петрова-Водкина. Художник, выполнявший госзаказ по росписи агитационного фарфора, предстает в ином свете.

Сегодня петербургской публике демонстрируют неизвестного Кузьму Петрова-Водкина. Художник, выполнявший госзаказ по росписи агитационного фарфора, предстает в ином свете. Ценителям живописи впервые покажут картину «Отражение в воде. Самарканд». Одним из первых, увидевших холст, стал корреспондент НТВ Николай Никитин. «Отражение в воде. Самарканд». Это первое публичное появление полотна. Автор выставки называет работу «спасательным кругом» Петрова-Водкина. Для него Самарканд — как для Гогена Таити или для Модильяни Париж. Если картину можно считать документом, то это свидетельство вдохновения едва не уничтожили по халатности. «Спасательный круг» русского Модильяни нашли не в Самарканде, а в Петербурге в районе Баскова переулка. В середине 90-х годов здесь умер пожилой художник, которому принадлежало «Отражение в воде» Петрова-Водкина. но взгляд коллекционера отметил картину не на стене, ни в собрании и даже не в чулане, а на помойке, среди строительного мусора. По одной из версий, Кузьма Петров-Водкин подарил эту работу. Именно поэтому дочь художника ставит подлинность полотна под сомнение. Лидия Кузьминична уверяет: папа никому своих вещей не отдавал. Елена Петрова-Водкина, дочь Кузьмы Петрова-Водкина: «Понимаете, это 1921 год, а в 1917-м он рисовал прекрасные натюрморты. В „Отражении“ должно быть хотя бы озеро… Не знаю, не папина эта картина». Он исколесил всю Европу на велосипеде, когда туда перестали пускать, отправился в Азию. Самарканд того времени — это работорговля, басмачи и секта дервишей. Определенно, свежих впечатлений хватило. И даже если эта картина неподлинная, она представила советского художника совсем в ином свете. Юрий Гоголицын, автор выставки: «Я бы сказал про картину, что это мечты о новом, мечты о романтике, мечты о возможностях». Опыт использования сферической перспективы. Даже в натюрмортах Петров-Водкин рисует не просто букет или яблоко, а сразу целую землю. Человек полетел к звездам в 61-м году, а искусство же осмыслило космос еще в серебряном веке. Никто и не думал, что руку к этому приложил штатный советский живописец — тот, кто разрисовывал агитационный фарфор изречениями вроде: «Борьба рождает героев». Именно он создал эстетику нового мира, в котором Анна Ахматова и рабочая ткацкой фабрики удивительно похожи, и сочетание «Мадонна Петроградская» не вызывает ироничной улыбки. Творчество художников чаще всего — обращение к женскому образу. И тут Кузьма Петров-Водкин показал совсем другую «кузькину мать».