Сегодня петербургской публике демонстрируют неизвестного Кузьму Петрова-Водкина. Художник, выполнявший госзаказ по росписи агитационного фарфора, предстает в ином свете. Ценителям живописи впервые покажут картину «Отражение в воде. Самарканд». Одним из первых, увидевших холст, стал корреспондент НТВ Николай Никитин. «Отражение в воде. Самарканд». Это первое публичное появление полотна. Автор выставки называет работу «спасательным кругом» Петрова-Водкина. Для него Самарканд как для Гогена Таити или для Модильяни Париж. Если картину можно считать документом, то это свидетельство вдохновения едва не уничтожили по халатности. «Спасательный круг» русского Модильяни нашли не в Самарканде, а в Петербурге в районе Баскова переулка. В середине 90-х годов здесь умер пожилой художник, которому принадлежало «Отражение в воде» Петрова-Водкина. но взгляд коллекционера отметил картину не на стене, ни в собрании и даже не в чулане, а на помойке, среди строительного мусора. По одной из версий, Кузьма Петров-Водкин подарил эту работу. Именно поэтому дочь художника ставит подлинность полотна под сомнение. Лидия Кузьминична уверяет: папа никому своих вещей не отдавал. Елена Петрова-Водкина, дочь Кузьмы Петрова-Водкина: «Понимаете, это 1921 год, а в 1917-м он рисовал прекрасные натюрморты. В „Отражении“ должно быть хотя бы озеро… Не знаю, не папина эта картина». Он исколесил всю Европу на велосипеде, когда туда перестали пускать, отправился в Азию. Самарканд того времени это работорговля, басмачи и секта дервишей. Определенно, свежих впечатлений хватило. И даже если эта картина неподлинная, она представила советского художника совсем в ином свете. Юрий Гоголицын, автор выставки: «Я бы сказал про картину, что это мечты о новом, мечты о романтике, мечты о возможностях». Опыт использования сферической перспективы. Даже в натюрмортах Петров-Водкин рисует не просто букет или яблоко, а сразу целую землю. Человек полетел к звездам в 61-м году, а искусство же осмыслило космос еще в серебряном веке. Никто и не думал, что руку к этому приложил штатный советский живописец тот, кто разрисовывал агитационный фарфор изречениями вроде: «Борьба рождает героев». Именно он создал эстетику нового мира, в котором Анна Ахматова и рабочая ткацкой фабрики удивительно похожи, и сочетание «Мадонна Петроградская» не вызывает ироничной улыбки. Творчество художников чаще всего обращение к женскому образу. И тут Кузьма Петров-Водкин показал совсем другую «кузькину мать».
«Отражению в воде» устроили живописный дебют
Сегодня петербургской публике демонстрируют неизвестного Кузьму Петрова-Водкина. Художник, выполнявший госзаказ по росписи агитационного фарфора, предстает в ином свете.
30 марта 2007 18:17