Царский фарфор копируют по новой технологии

Царский фарфор копируют по новой технологии

Сервиз принцессы Дагмары теперь может при желании приобрести любой петербургский коллекционер. На Императорском (бывшем Ломоносовском) фарфоровом заводе изобрели новую методику точного копирования фарфоровых изделий из коллекции Эрмитажа.

Сервиз принцессы Дагмары теперь может при желании приобрести любой петербургский коллекционер. На Императорском (бывшем Ломоносовском) фарфоровом заводе изобрели новую методику точного копирования фарфоровых изделий из коллекции Эрмитажа. Корреспондент НТВ Павел Рыжков увидел, как рождаются уникальные экспонаты. То, что раньше Императорский фарфоровый завод делал для царских особ, сегодня стараются повторить для особо требовательных клиентов. Чтобы скопировать фарфоровый сливочник из сервиза XIX века, требуется специальная методика. По фотографиям и промерам вытачивается модель на станке, остальные детали вылепливаются из пластилина. Таким образом получают литьевые формы. Для копирования известных произведений искусства из фарфора на производстве создали художественную лабораторию для исследования тех музейных вещей, которые приглянулись ценителям. Юрий Троицкий, модельщик «Императорского фарфорового завода»: «Видимо заказчику понравилась эта форма, та эпоха, тот сервиз, из которого пили гости принцессы Дагмары». Чтобы прийти к окончательному варианту, придется отлить ни один сливочник из сервиза Дагмары. Работа по всем предметам этого царского сервиза может занять несколько месяцев. Нужно повторить не только точные параметры, но и состав фарфора. 25 ингредиентов, причем пропорции — производственная тайна. Сегодня для массового производства используется очищенный фарфор, а для ручной работы стараются вернуться к старому рецепту. Тогда не удаляли частицы металла из шликера — сметанообразной массы. Но главная проблема всех копий — усадка. Именно в цехе подглазурной росписи можно увидеть, какую усадку даст фарфор. Меньшая ваза — реплика с эрмитажного оригинала. А вот заготовка, находящаяся рядом и только что прошедшая первый обжиг, после всех этапов производства тоже станет меньше и ровно на 14 процентов. Для того чтобы скопировать вазы с зимним пейзажем 1914 года, нужно еще и точно подобрать краски. Нелли Петрова, главный художник Императорского фарфорового завода: «После обжига при температуре 1300 градусов фарфор в печке становится меньше размером и блестит. Мы убедились на своей практике, что основные четыре краски получаются стабильно». Подглазурную роспись считают вечной, поэтому, несмотря на дороговизну производства, подобные фарфоровые изделия все равно выпускают. Спрос на эксклюзивные вещи ручной работы есть неспроста. Заказчик может гордиться тем, что у него копии эрмитажной коллекции фарфора и фактически вложены деньги в антиквариат. Сервиз начала XIX века из дворца «Коттедж» в музейной экспозиции и в витрине магазина трудно отличить друг от друга. Пока покупателя на чайный комплект посуды в десять тысяч евро не находится. Фарфоровые «Влюбленные» Константина Сомова несколько дешевле. Завод вместе с музеем нашли для промеров еще и точный, бесконтактный метод. Владимир Петров, специалист по координато-измерительным системам: «Луч лазера — это визуализация того места, где в данный момент определяются координаты на поверхности точек. И лазерный сканер вплоть до сотых долей миллиметра определяет эти координаты. После все данные записываются в компьютер». Метод лазерного сканирования позволяет делать копии таких сложных предметов, как ваза-кратер с изображением дворцовых гренадер в Тронном зале императрицы Марии Фёдоровны. Технический прогресс уменьшает сроки производства, но все равно не может поставить музейные копии на поток. Отливка фарфора такого уровня — только ручная работа.