В Петербурге возрождается проект «Высокоскоростные магистрали». Контрольный пакет акций компании (87 процентов), перешедший в собственность ОАО «РЖД», должен преобразить яму у Московского вокзала. В канун 300-летия Петербурга проект высокоскоростных магистралей закончился тем, что бюджетные деньги были потрачены на погашение кредита, за счет которого была вырыта самая дорогая яма у Московского вокзала. Корреспондент НТВ Александр Никитин попытался понять, что теперь хотят сделать инвесторы на месте ямы у Московского вокзала. Только на строительной площадке чувствуется масштаб проекта. Это почти четыре гектара земли в историческом центре Петербурга и самая дорогая яма в России. Федеральное правительство оценило строительный котлован более чем в 80 миллионов долларов. При подсчетах выходит около 20 тысяч долларов за квадратный метр. Но все равно у этой ямы золотое дно. Сейчас здесь ведутся подготовительные работы. Застройщик делает все, чтобы в кратчайшие сроки возвести торгово-развлекательный комплекс. Условия этого проекта таковы. Роман Зарецкий, коммерческий директор компании-застройщика: «Мы планируем построить коммерческий комплекс площадью не менее 160 тысяч квадратных метров. Завершим работы в 2008 году и после передадим в собственность государства 22 процентов от построенных площадей». Государственными площадями заинтересовалась железная дорога. Начало высокосокоростного движения не за горами, а Московский вокзал перегружен поездами. Возможное решение строительство первого в России подземного вокзала как раз под новым торгового-развлекательным комплексом. Хотя в Смольном не исключают: мысль железнодорожников может пойти и дальше. Тогда в Петербурге появится площадь двух вокзалов. Строителям достаточно не уложиться в сроки хотя бы на одном из этапов проекта. Алексей Чичканов, заместитель председателя комитета по управлению городским имуществом: «В какой-то момент окажется, что с ним затеют судебную тяжбу о расторжении инвестиционного договора. Понятно, что такой ситуации в объект деньги вкладывать никто не будет. Все деньги вложат в судебные процедуры, а объект будет стоять». Застройщик уверен: это лишь разговоры. В Генеральном плане развития Петербурга указан только Московский вокзал, а яма предназначена исключительно под деловую застройку. Но если федеральные власти все-таки попросят внести изменения в проект, им трудно будет отказать. Для города это может означать, что яма в центре останется еще на несколько лет. История может повториться. Закладной камень Высокоскоростных магистралей установили недалеко от Московского шоссе. Здесь должна была пройти прямая железнодорожная линия Петербург-Москва. Ее строительство начали 30 июля 1993 года. Но до сих в России не появилось высокоскоростного движения. Сейчас этот обелиск больше напоминает могильный камень амбициозному проекту. Строительство высокоскоростных магистралей было похоже на прокладку первой железнодорожной линии Петербург-Москва. И в том и в другом случае деньги занимали у иностранных банков, оплачивали кредиты из государственной казны. Накануне 300-летия Петербурга разгорелся скадал. Минфин и Смольный спорили, кто будет платить за яму. Тогда город от огромного долга спасли петербургские депутаты. Они не утвердили поручительство по кредиту, подписанное прежним губернатором. Михаил Амосов, депутат Законодательного собрания 3-го созыва: «Это проблема чиновников министерства финансов, но это не должно быть проблемой жителей Петербурга, представительный орган которых с самого начала отказался эту аферу финансировать». Высокоскоростной поезд «Сокол», единственный раз прибывший на Московский вокзал, гордость ВСМ (Высокоскоростных магистралей). Он стал первым и, как потом оказалось, последним образцом современного скоростного движения России. При пробном запуске машинисты развили скорость до 140 километров в час. «Сокол» создали отечественные инженеры без помощи иностранных специалистов. То, что поезду суждено стоять, а не ездить, стало понятно после ухода Николая Аксёненко с поста министра путей сообщения. Он помогал ВСМ, его преемник Геннадий Фадеев, решил заново стать первопроходцем регулярного высокоскоростного движения. Словно не замечая успехов российских инженеров, министр обратился к иностранным компаниям. Макет нового поезда «Сименс» показали петербуржцам. Но в первый рейс этот высокоскоростной состав будет отправлять уже Владимир Якунин в 2008 году.
Золотое дно самой дорогой ямы России
В Петербурге возрождается проект «Высокоскоростные магистрали». Контрольный пакет акций компании (87 процентов), перешедший в собственность ОАО «РЖД», должен преобразить яму у Московского вокзала.
11 апреля 2007 18:27