Схема Адвокаата не работает

Схема Адвокаата не работает

«Зенит» после двух поражений от «Спартака» играл в чемпионате с соперником, заведомо уступающим в классе. Играл в сильнейшем составе, так как Дик Адвокаат вернул в

«Зенит» после двух поражений от «Спартака» играл в чемпионате с соперником, заведомо уступающим в классе. Играл в сильнейшем составе, так как Дик Адвокаат вернул в «основу» штрафников – Аршавина, Анюкова и Денисова. Однако добиться победы петербуржцам вновь не удалось. Пора признать, что у «Зенита» серьезные проблемы с игрой.

Амнистировали и послали в бой

После поражения в кубковом матче от «Спартака», в четверг, на открытой тренировке, Дик Адвокаат отрицал возможность поездки троих «штрафников» в Пермь даже с дублем. Вообще тренер выказывал сдержанный оптимизм – футбол, показанный подопечными в среду, ему понравился. Игроки проявили командный дух, боролись с первой до последней минуты. Не ушел Адвокаат и от ответа на вопрос, почему «Зенит» в первых шести матчах не показывает ни хорошей игры, ни результата. По его словам, проблема в травмах ведущих исполнителей – Домингеса, Риксена, Текке. Когда все будут в боевой форме, то все придет в порядок.

С «Амкаром» питерской команде пришлось бы играть в ослабленном составе, ведь Погребняк пропускал матч из-за удаления в игре чемпионата со «Спартаком». Перспектива рисовалась мрачная – играть пришлось бы без резервов, ведь российских игроков оставалось чуть больше положенного лимита. Словом, получалось, что ссылкой в дубль троих игроков сборной России «коуч» наказал сам себя и команду. Чувствуя, что игроки не поддерживают его решение насчет «штрафников» (Анатолий Тимощук не стал скрывать, что команда просила тренера не выводить из состава Аршавина и его товарищей), Адвокаат дал им амнистию. Как сообщает пресс-служба «Зенита», тройка принесла извинения наставнику и клубу. Их взяли в Пермь. Аршавин лишился капитанской повязки, которую отдали Эрику Хагену, в прошлом сезоне занимавшему пост вице-капитана.

«Амкар» был настроен на победу

Пермский клуб в прошлом сезоне с трудом избежал вылета в первый дивизион. Казалось, что расставание с классом сильнейших неизбежно, ведь даже Сергей Оборин – человек, создавший команду «с нуля», решил уйти, не дожидаясь, пока корабль пойдет ко дну. Оборина сменил Рашид Рахимов, не имевший никакого опыта работы в российском футболе. Конечно, его помнили как футболиста – надежного защитника, выступавшего за душанбинский «Памир» московские «Локомотив» и «Спартак», но совершенно не знали как тренера. В Пермь он приехал из Австрии, где заканчивал карьеру игрока. Руководство «Амкара» рисковало, но кто не рискует, тот не пьет шампанского. Рахимов спас камскую команду от вылета и удачно стартовал в чемпионате-2007. Победа над «Ростовом», ничьи со «Спартаком» и «Динамо» – приличные результаты.

Пермяки, при Оборине комплектовавшиеся игроками малоизвестными, при Рахимове усилились легионерами с именами. Например, болгарин Георгий Пеев пришел из киевского «Динамо», с которым выиграл на Украине все что можно, и получил бесценный опыт в Лиге чемпионов. Первый в российском чемпионате испанец Сольдевилья был капитаном «Эспаньола», а это, что ни говорите, своего рода знак качества. И пусть Пеев перестал проходить в «основу» киевлян, а Сольдевилья, перенесший тяжелую травму, перед появлением на наших просторах восстанавливал кондиции на Кипре – они обладают высокой квалификацией. Кроме Пеева есть еще два болгарина – Сираков и Кушев, уже обжившиеся в России, а также хорват Дуймович, серб Дринчич и венгр Гаал. Добавим к ним кандидата в сборную России Евгения Савина, воспитанника питерского футбола Дмитрия Белорукова, забившего, кстати, два мяча в первых трех матчах, и получим крепкую команду.

Перед визитом «Зенита» президент и отец-основатель «Амкара» Валерий Чупраков был настроен оптимистично. Он полагал, что его питомцам по силам победить. Главный козырь пермяков – отличный микроклимат в команде, железная дисциплина и высокий боевой дух. Хозяева были морально раскрепощены, а на гостей давил огромный груз ответственности – проигрывать третий матч кряду смерти подобно. Вдобавок от «штрафников» ждали, что они будут землю рыть, «умирать на поле».

С гирями на ногах

Начало матча оправдало наихудшие ожидания – зенитовцы играли в низком темпе, часто ошибались в передачах, проигрывали единоборства. Защитники, правда, были осторожнее, чем в предыдущих матчах. Особо стоит отметить Эрика Хагена, сыгравшего на редкость для себя осмотрительно и аккуратно. Однако без ошибок в обороне вновь не обошлось, одна из них стоила пропущенного мяча. Хозяева сыграли простенько – прострел с фланга на дальнюю штангу, но некому из защитников прервать подачу, мяч доходит до форварда Мартина Кушева и тот не промахивается.

Гол не заставил зенитовцев включить высокие обороты. Они продолжали играть в короткий пас, но допускали много брака, а футболисты «Амкара», действуя незамысловато, но с энтузиазмом, создали еще несколько острых моментов.

И во втором тайме зенитовцы долго передвигались по полю с гирями на ногах. Без скорости нет остроты – пока питерцы разыгрывали «квадраты», защитники пермяков успевали перекрыть все свободные зоны. Не получали передач Домингес и Текке, не брал игру на себя Аршавин. Хозяева же могли удвоить счет – опытнейший Парамонов упустил стопроцентную возможность.

Появление на поле Радека Ширла и Константина Зырянова, вышедшего против своей родной команды, оживило игру. Активизировались Аршавин и Денисов, стал чаще выдвигаться вперед Радимов. Инициатива перешла к сине-бело-голубым. Зенитовцы сравняли счет, проведя атаку с ходу – несколько игроков ворвались в штрафную, и подачуАршавина с правого фланга замкнул продравшийся сквозь оборону Зырянов.

Но сделать еще одно, решающее усилие петербуржцы не смогли. Уральцы стойко отбивались, и напор гостей пошел на убыль. Конечно, выпад Радимова на последних секундах мог привести к голу, но, пожалуй, «Зенит» в этой игре не заслужил победы.

Что дальше?

Становится все очевиднее: игра, прививаемая «Зениту» Адвокаатом, не приносит успеха. Перефразируя газетный штамп: команда играет и неэффектно, и неэффективно. В первую очередь действиям сине-бело-голубых не хватает скорости. «Зенит» же во все времена, начиная с 1930-х, показывал быстрый футбол. Его манерой была широкая, размашистая игра с обилием длинных продольных и диагональных передач, фланговых прорывов. Может быть, не всегда в команде собирались мастера высокого класса, но питерцы любили атаковать, искали счастья у чужих ворот. Динамичную, мобильную игру ставили зенитовцам мэтры тренерского цеха Юрий Морозов и Павел Садырин.

Адвокаат, придя в «Зенит», сделал игру более осторожной, усилив в первую очередь полузащиту работоспособными Ли Хо и Риксеном. За межсезонье были приобретены два игрока атаки и два центральных хавбека, умеющих обороняться. Тренер выстраивает схему «4–3–3», при которой нет «чистых» фланговых полузащитников атакующего плана, иначе говоря, «вингеров». По флангам должны атаковать крайние защитники, конкретно – Анюков и Ким Дон Чжин. Атаки же ведутся главным образом через центральную зону.

Вроде бы подбор исполнителей в средней линии и атаке позволяет рассчитывать на захват контроля над территорией и инициативы. Используя баскетбольный термин, Адвокаат добивается игры в позиционном нападении: долгий розыгрыш мяча, изматывающий соперников, тщательная подготовка атаки. В таком ключе играл на протяжении многих лет «Спартак», и в первые годы российских чемпионатов добивался грандиозных успехов. Но в те времена уровень конкуренции в российской лиге был низким. Техничных и тактически обученных игроков набиралось на две-три команды, а все остальные были статистами.

На практике у «Зенита» эта схема не работает. Впрочем, перед началом сезона о том, что схема им ясна, но как по ней играть – непонятно, говорил, как бы в шутку, . Оказалось, что в шутке была доля шутки…

Мяч удается контролировать, лишь снижая темп, а это ведет к потере остроты. Адвокаат, видя это, пытается, не меняя схему, менять игроков. Так он уже попробовал на разных позициях в средней линии Тимощука, Радимова, Зырянова, Горшкова, Денисова. Каждый из них успел сыграть и «классическим» опорником, и своего рода оборонительным инсайдом, сдвигающимся к флангу. Найти оптимальное сочетание пока не удалось.

В то же время команда, возможно действуя не по плану тренера, гораздо опаснее атакует «с ходу». Это показали игры со «Спартаком», точнее, вторые таймы этих встреч. Такой мощный форвард как Павел Погребняк, пробивной как кумулятивный снаряд, идет на все передачи, бьется за каждый мяч. С ним удобнее играть и Аршавину, о чем он сам не раз говорил. Самым же слабым звеном остается оборона. Необходимость приглашения хотя бы одного скоростного защитника становится яснее с каждым матчем. Как трудно бороться с быстрыми и маневренными форвардами медлительным Крижанацу, Хагену и Шкртелу, все увидели в матчах со «Спартаком».

Автор: 653038