Копелян был предан одному театру и множеству ролей

Копелян был предан одному театру и множеству ролей

Ефим Копелян мог бы так и остаться слесарем, но стал актером, войдя в историю российского театра и кино. Сегодня народному артисту СССР исполнилось бы 95 лет.

Ефим Копелян мог бы так и остаться слесарем, но стал актером, войдя в историю российского театра и кино. Сегодня народному артисту СССР исполнилось бы 95 лет. В музее Большого драматического театра, где артист служил до последнего дня, бережно хранят вещи и связанные с Копеляном воспоминания. О народном артисте СССР, прослужившем в ленинградском БДТ более 40 лет, рассказывает корреспондент НТВ Павел Рыжков. У большого актера нет амплуа. Это определение как нельзя лучше подходило Ефиму Копеляну. В БДТ репертуар у него был действительно внушительный: от романтического Дона Сезара де Базана в начале карьеры до полного драматизма Вершинина в чеховских «Трех сестрах». А пришел Копелян в театр в качестве статиста, когда еще учился в студии при БДТ. Первое появление Копеляна в 30-х годах на сцене БДТ было анекдотичным. Эту историю Ефим Захарович часто любил рассказывать коллегам. От волнения в декорациях он появился не через дверь, а через окно. После молодой Копелян отправился с извинениями к ведущим актерам театра. От партнеров по сцене он узнал, что вошел-то через окно, а вышел от еще большего волнения через камин. Первая крупная роль Эдмунда в «Короле Лире» была еще до войны. Но как большого актера для своего Большого драматического театра Копеляна открыл все же Товстоногов в знаменитых «Пяти вечерах». Вениамин Каплан, главный хранитель музея АБДТ им. Г. А. Товстоногова: «Копелян в роли Ильина да в паре с Зинаидой Шарко… Это было одним из ярчайших событий 1959 года». Кинорежиссеры называли Копеляна нашим Жаном Габеном: на французского актера он похож и внешне, и масштабом личности. На что Зинаида Шарко неизменно отвечала: «Жан Габен — это их Фима Копелян». Однако для актера в нашем кинематографе не находилось главных ролей. Он сыграл почти в 70 фильмах, но в основном в эпизодах. Широкая известность пришла к Копеляну после фильма «Николай Бауман». Роль Саввы Морозова он продолжал играть и в театре. Но самая известная роль Копеляна в кино осталась за кадром — роль автора в фильме «Семнадцать мгновений весны». Приезжая в Москву на озвучивание очередной серии идеально выбритым, в белоснежной сорочке, актер сообщал группе: «Я у вас не Ефим Захарович, а Ефильм Закадрович». Копелян обладал буквально взрывным чувством юмора. Вениамин Каплан, главный хранитель музея АБДТ им. Г. А. Товстоногова: «В одном из спектаклей он не рассчитал силы удара по партнеру, который играл шпика. Он его ткнул палкой и попал в пуговицу, которая тут же раскололась и упала». Атаман Бурнаш, которого сыграл актер в «Неуловимых мстителях», сказал всего несколько фраз, но и они ушли в народ: «Все, Гриня, отработался! Ку-ку!» Все же работа в кино для Копеляна не была главной. Он считал, все основные события его жизни связаны с театром. В музее БДТ сохранилась афиша последнего спектакля актера «Три мешка сорной пшеницы». Почти сразу после премьеры Ефима Копеляна не стало.