Позолотчица реставрирует шедевры дыханием

Позолотчица  реставрирует шедевры дыханием

Впервые на церемонии награждения национальной премии «Культурное наследие», учрежденной министерством культуры, приз получит лучший реставратор.

Впервые на церемонии награждения национальной премии «Культурное наследие», учрежденной министерством культуры, приз получит лучший реставратор. Номинация появилась с целью поднять престиж уникальной профессии. С этой же целью в 2008 году планируется создать Российскую ассоциацию реставраторов и высшее учебное заведение, которое будет готовить мастеров. Возрождение реставрационной школы необходимо для сохранения таких уникальных старинных профессий как мозаичист, художник плафонной живописи и позолотчик. Помимо особых знаний и навыков у реставратора должен быть талант от природы и действительно золотые руки. С реставратором из Большого дворца в Павловске познакомилась корреспондент НТВ Юлия Олещенко. Вокальные данные на рабочем месте реставратор Татьяна Телюкова использует крайне редко. Один на один с шедевром, как правило, приходится трудиться, затаив дыхание. Листочек сусального золота толщиной в 0,11 микрона чутко реагирует на малейшее дуновение. Татьяна Телюкова, художник-реставратор: «Я дую на кусочки золота, чтобы аккуратно их положить на будущую поверхность». 60 лет назад она выбрала профессию позолотчика. Тогда из-за особых условий работы их называли «господа позолотчики»: им были противопоказаны лишние движения и сквозняки. Ее золотые руки восстанавливали позолоту в исторических пригородах Петербурга и даже на шпиле Петропаловского собора. Последние четыре месяца Татьяна Телюкова возвращает первозданный вид дивану из Греческого зала Большого дворца в Павловске. Татьяна Телюкова, художник-реставратор: «Здесь как будто присутствует дух того времени. Иной раз думаешь, как это делалось, кто делал, а могла ли проходить здесь некогда императрица, их дети могли играть на этой мебели!» Интерьер Греческого зала, предназначенного для балов и парадных приемов, создавали Камерон и Бренна, а после пожара в 1803 году автором нового убранства стал знаменитый Воронихин. По его рисункам взамен мебели в стиле Людовика XVI был выполнен гарнитур, окрашенный под античную бронзу. Хозяйка дворца — императрица Мария Фёдоровна — настолько высоко оценила работу Воронихина, что доставку уникальной мебели поручила военным ветеранам. И каждый из 36 предметов из Петербурга в Павловск донесли практически на руках. После Великой Отечественной полностью уцелел лишь один из четырех диванов. От того, что восстанавливает Татьяна Телюкова, сохранилась лишь спинка. Но мастер гарантирует, что после завершения работ, когда новую позолоту состарят, разницу никто не обнаружит. Тем более, что родную обивку — французские гобелены мануфактуры Бовэ — перед эвакуацией чудом спасли. Людмила Коваль, главный специалист по научной работе музея-заповедника «Павловск»: «Буквально перед тем, как покинуть Павловский дворец, директор музея Анна Ивановна Зеленова бритвой вырезала все обивки, которые оставались здесь на мебели». Клювы орлов на подлокотниках дивана должны блестеть особенно ярко, напоминая металлические. Для этого до золочения их покрывают полиментом — специальным раствором, в состав которого входят десяток ингредиентов, от красной армянской глины до стухших белков. Качество последних Татьяна Телюкова считает определяющим. И годами хранит их в закупоренных бутылках как хорошее вино. Говорит, для нынешней ответственной работы использует только самые выдержанные образцы. Таковыми, к примеру, можно считать полученные в 1988 году.