Гондольеры не берут в плавание документы и телефон

Гондольеры не берут в плавание документы и телефон

Сейчас первые русские гондольеры только учатся у своих венецианских коллег ремеслу. Управлять гонодолой — это даже не искусство, это таинство, постичь которое дано не каждому.

Сейчас первые русские гондольеры только учатся у своих венецианских коллег ремеслу. Управлять гонодолой — это даже не искусство, это таинство, постичь которое дано не каждому. Корреспондент НТВ Илья Федосов попытался приблизиться к пониманию этого ремесла на каналах самой Венеции. Больше ста лет назад посредственные русские поэты специально изменили ударение в слове гондола с первого слога на второй, чтобы хоть как-то срифмовать название лодки со словом баркарола. В наши дни, если кто-то захочет послушать баркаролу, придется нанимать певца. Современные гондольеры принципиально не поют: им не до того. Роберто Луппи, президент венецианской Ассоциации гондольеров: «В фильмах показывают, что поют гондольеры. Но это не правда. Какие тут песни! Надо еще грести и дышать». На иностранца, который заявляет, что хочет стать гондольером, сначала смотрят с подозрением, затем — с отеческой жалостью. Перед тем как пустить стажера к веслу, главный венецианский гондольер в тактичной форме дает мудрый совет. Роберто Луппи, президент венецианской Ассоциации гондольеров: «Лучше выложить телефон и документы. Все остальное высохнет». Какой там петь баркаролы. Хорошо бы просто устоять и удержать тяжелое весло. Если удается первое, то не получается второе, и наоборот. И это на привязанной лодке в тихом канале. К обучаемому относятся здесь с нечеловеческим терпением. Стажерам полагается ознакомительная поездка. Роберто ведет лодку по узким каналам, изредка изящно отталкиваясь от стен ногой. Туристов со всего мира поражает простой факт: как с помощью одного весла можно разгонять и останавливать лодку длинною с грузовик. При этом не биться в дома, причалы, катера и другие плавсредства. Выясняется, что есть два основных движения веслом. И на то, чтобы их освоить, нужно года три. После краткого курса обучения, стажеру обычно вручают сухую одежду. Тем, кто не упал в воду, — символический приз, майку гондольера. Полосатая майка гондольера — это просто подарок, знак уважения к иностранцам. Ни один руководитель профсоюза гондольеров, если он, конечно, не враг Венеции, не выпустит новичка в Большой канал. Но можно поступить по-другому: заказать себе гондолу на заводе, проплыть на ней своим ходом до Петербурга и за время путешествия научиться чему-нибудь. После разговора с мастерами, которые строят венецианские лодки, выясняется, что не все так просто. По двум причинам: новая гондола стоит от 35-ти тысяч евро, а кроме того, до Петербурга на ней никак не доплыть. Роберто Трамонтин, лодочный мастер: «Гондола предназначена для спокойной воды, лагуны, а не для открытого моря». Роберто Луппи успокаивает. Говорит, что можно изредка приезжать в Венецию и кататься здесь. А если принять итальянское гражданство, то можно и в гондольеры пойти. Заработок у них хороший. За получасовую поездку обычно берут сто евро. Когда кто-нибудь из туристов говорит, что все гондольеры — жадины, люди в полосатых кофтах спокойно возражают: любой гондольер — это мужчина, а каждый мужчина любит деньги. Женщин среди представителей этой профессии нет. Говорят, одна дама несколько раз пыталась сдать экзамен. «Мы не против, пусть пробует», — усмехаются венецианские лодочники. И добавляют: «Нам эту работу выполнять проще, ведь любой мужчина в душе немножко гондольер».