Петербург засверкает огнями витражей

Петербург засверкает огнями витражей

В Петербурге возрождается витражное дело. Расцвет этого вида искусства на берегах Невы пришелся на рубеж XIX-XX веков. Именно тогда появился новый стиль.

В Петербурге возрождается витражное дело. Расцвет этого вида искусства на берегах Невы пришелся на рубеж XIX-XX веков. Именно тогда появился новый стиль, получивший название модерн. После революции был неизбежный спад и сейчас в Северной столице наступил настоящий витражный бум. Репортаж корреспондента НТВ Анны Пейчевой. Евгений Иванов — витражист или витражник. Эта профессия столько десятилетий находилась в забвении, что и названия ее сейчас никто толком не помнит. Поэтому недавно придумали модное слово — фьюзинг-мастер. Вообще, фьюзинг — это технология спекания стекла при большой температуре, но звучит слово необычно и красиво. Вместе с появлением стильного термина фьюзинг-мастер в Петербурге началось возрождение витражного искусства. Город становится разноцветным и изысканным. Евгений Иванов своими руками собирает новый облик Северной столицы. Евгений Иванов, художник-витражист: «Сейчас как никогда начался витражный бум. Если сравнивать с тем, что было десять лет назад, то сейчас все решили, что им нужен витраж, в интерьере не хватает именно витража». Клиентов у Евгения Иванова становится все больше. Как выяснилось, витраж — это идеальное решение любого дизайнерского вопроса. Заказывают разноцветные композиции на потолок, на пол, на мебель, делают стеклянные абажуры и каминные экраны. Витражный бум, как и любое другое массовое увлечение, не обходится без казусов. Недавно в мастерской выполняли на заказ витражные шторки для автомобиля и витражные спицы для велосипеда. Не обошла витражная мода и коттеджи для ВИП-гостей рядом с Константиновским дворцом. Элитные дома обновляли к саммиту «большой восьмерки», готовили для президентов и их супруг. Так, в холле коттеджа «Москва» поместили современный витраж, изображающий битву Георгия Победоносца со змеем. Новый Петербург возвращается к хорошо забытым традициям начала XX века. Витражное искусство как Феникс восстает из осколков разбитых в советское время разноцветных стекол. Борис Кириков, заместитель председателя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников Администрации СПб: «Витраж возрождается так же, как ковка и художественный металл. Но, конечно, тот культурный разрыв, который случился, не обеспечивает исходно высокого художественного уровня, который был свойствен культуре рубежа XIX-XX веков». Планка действительно была поднята очень высоко. В знаменитом «доме с башней» на Таврической улице, д. 35, где встречались Ахматова, Гумилёв, Гиппиус, Мережковский, где выплавлялся Серебряный век русской поэзии, располагались самые роскошные витражи Петербурга. Этот дом — яркое доказательство того, что среда формирует человека. Вряд ли рафинированные литераторы вдохновились бы темными подъездами современных типовых пятиэтажек. Сейчас уникальный стеклянный декор скрыт от посторонних глаз (он находится на территории детского сада) и воспитывает в новом поколении чувство прекрасного. Витражи на Большой Морской, д. 35 тоже доступны не каждому. Эти произведения искусства приписывают самому Рериху. Вместе с историческим зданием хрупкие композиции находятся под охраной государства. Борис Кириков, заместитель председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников Администрации СПб: «Есть совершенно конкретный инструмент охраны — это так называемое охранное обязательство. Кто бы ни пользовался тем или иным сооружением, он подписывает охранное обязательство с нашим комитетом, в котором обязуется сохранять все, что там есть». Дом на Чайковского, д. 61 государство не охраняет. В этом здании пересеклись две сюжетные линии, старинного витража и новейших интерьерных тенденций. Ситуацию можно назвать конфликтом времен. Еще совсем недавно в окнах этого подъезда были роскошные витражи с цветочным орнаментом в стиле модерн. Их украли за одну ночь, аккуратно вырезав из оконных проемов. Теперь эти стеклянные произведения искусства, видимо, украшают чей-то модный загородный дом. Витражный бум в Петербурге набирает обороты.