Полкилометра нервов

Полкилометра нервов

– Двери закрываем! Пошла! – кричит судья на растерянную девушку Ирину Рассошанскую. Это своеобразный призыв стартовать. На трамвайном маршруте «с препятствиями» нельзя терять ни секунды.

– Двери закрываем! Пошла! – кричит судья на растерянную девушку Ирину Рассошанскую. Это своеобразный призыв стартовать. На трамвайном маршруте «с препятствиями» нельзя терять ни секунды. Ирина, хоть и водит трамвай больше двух лет, от волнения не знает, что делать.

На старте она уже предъявила членам жюри все свои документы и прошла условный «медосмотр» – готова ли она к работе. Так Ирина начинает каждый будний день – но не всегда в ее вагоне сидят двое судей, а на каждой остановке дежурят еще по трое строгих оценщиков ее труда.

Поехали. Буквально через несколько секунд – новое испытание, «техостановка». Ирина хватает перчатку, гаечный ключ и, забыв закрыть двери, бежит с этими инструментами вокруг вагона. Она уже «выбросила песок», который специально засыпают в емкость над колесами.

– Это нужно осенью, – объясняет судья Сергей Сидоров, ревизор Третьего троллейбусного парка (его пригласили для пущей беспристрастности). – Между рельсами и колесом образуется как бы пленка из воды – и тогда трамвай остается совершенно без тормоза. Можно и двести метров проехать без управления. А когда перед колесом выбрасывается песок – контакт колеса с рельсами восстанавливается.

Ирина должна посмотреть, как высыпался песок, проверить тормоза и что-то еще... Она возвращается запыхавшись, прыгает в кресло, и мы едем дальше.

Следующая остановка – «противошерстная» стрелка. Ирина снова выбегает, а судья записывает, что она забыла отключить какой-то центр управления, что-то не сказала...

Дальше новый этап – «остановочный пункт». Нужно «имитировать посадку и высадку пассажиров». Вагоновожатая открывает двери, объявляет остановку. Потом сразу: «Двери закрываются!». Пассажиры, наверное, застряли в дверях... По усложненным условиям конкурса, Ирина должна была еще пригласить пассажиров на работу.

– У нас всегда работников не хватает, – объясняет Сергей Сидоров. – Мало того, молодых единицы и большая часть водителей – женщины. Легко ли им!

Вслед за остановкой вдоль рельсов стоят знаки с ограничениями скорости: 10 км, снова 10 км, чтобы проверить внимание, потом дважды по 15 км и, наконец, – 30.

Трамвай грохочет, несется вперед... И вдруг «ж-ж-ж!» – земля уходит из-под ног. Опытные судьи крепко держатся за поручни:

– Что вы пугаетесь? – спрашивает меня одна из них. – Обычная штатная остановка.

Ирина немножко «переехала» линию экстренного торможения. И это очевидно – на каждом трамвае – длинная стрелка, опущенная почти к самой земле. По ней видны даже сантиметры погрешности.

Наконец, финиш. Ирина выходит к друзьям расстроенная:

– Здесь такая обстановка нервная, – говорит она. – Я так и не смогла сосредоточиться!

– В простой рабочий день все проще? – спрашиваю.

– Конечно! Ведь даже на конкурсе в своем трамвайном парке выиграла! Там все привычно, спокойно.

За несколько лет работы кондуктором и двухлетний водительский стаж Ирина поняла: главное в ее работе – это спокойствие. На дороге важно не терять терпение. Если кто-то в вагоне буянит, главное – не обращать на хулигана внимание, и он сам замолчит. И даже когда в трамвае что-то ломается, Ирина не расстраивается, а сразу звонит мужу Михаилу.

– Вот недавно вагон просто встал – и не пошел с места, – говорит она. – Все повключали-повыключали... Выяснилось, что замкнуло линейный контактор. Это починить несложно, надо только проводки соединить!

Муж Михаил не просто сведущ в технических вопросах, он тоже трамвайный машинист. Они вместе работают в Седьмом трамвайном парке. И оба попали в тройку лучших водителей, которых отправили на конкурс.

– Конкуренция между нами, конечно, есть, – с улыбкой замечает Ирина. – Но у него первый класс, а у меня пока третий. Я, так уж и быть, на его успех не рассержусь!

Подведение итогов конкурса пройдет сегодня в праздничной обстановке на речном теплоходике. Тройка победителей получит денежные премии до шести тысяч рублей. И повышение класса, которое влечет за собой увеличение ежемесячного дохода. Они будут представлять Петербург на Всероссийских соревнованиях трамвайщиков в следующем году. Участников, занявших с четвертого по десятое места, отправят на курсы повышения квалификации.