Документы о переезде сдать в архив!

Документы о переезде сдать в архив!

Со свеженькими корпусами РГИА знакомились члены исполкома Международного совета архивов, самой авторитетной в мире организации архивистов; приехали ученые более чем из 30 стран.

Со свеженькими корпусами РГИА знакомились члены исполкома Международного совета архивов, самой авторитетной в мире организации архивистов; приехали ученые более чем из 30 стран. Состоялось торжественное заседание – с фильмом-рассказом о переезде, приветственными речами и подарками. В частности, коллеги из бывших союзных республик выстроились в длинную очередь, чтобы отныне один из руководящих кабинетов или залов РГИА украсил соломенный домовой, нечто в стеклянной таре праздничного образца, вазы, эстампы и прочее.

Содержательные моменты таковы. Четырехлетний период проектирования и строительства здания для архива, а также перемещения его фонда и имущества считаются завершенными. Сам переезд признан образцовым: отныне могут применяться в аналогичных случаях по всему миру его методика и технология. Изобретено-придумано немало – от схемы постоянного тотального видеоконтроля процесса до способов преодоления психологических проблем полутысячи человек, занятых в переезде. Многие из них, как я поняла, попросту робели перед задачей переместить столь огромный массив поистине бесценных документов, вещей и предметов.

Особо отмечено, что строительство и переезд не просто шли под пристальным взором общественности, а что именно это внимание обеспечило успех предпринятого. Ибо изначально, когда управление делами президента решило выселить архив из зданий Сената и Синода, ученым предлагалось – буквально – несколько грузовиков и чужой недострой на Заневском (это возводилось новое здание для Центробанка, была идея сделать здесь новый финансовый центр города). Как помнят наши читатели, скандал разразился отменный, протестовали все, кто реально понимал ситуацию и предвидел непоправимые утраты.

Письма во все инстанции, жесткие дискуссии, протестное пикетирование, даже голодовки все же помогли. Был сделан грамотный проект, был выстроен комплекс зданий, оборудованных (как уверяют) современной системой жизнеобеспечения и надлежащей охраной. Только после этого состоялась грандиозная операция переезда. Таким образом, подтверждена сила общественного мнения.

Необходимо подчеркнуть – и это сделал как раз один из главных «протестантов» бездумного выселения РГИА из его исторических зданий директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, поздравляя коллег, – что с цивилизованным новосельем архива на Охте здесь возникнет новый центр притяжения городской жизни.

Еще господин Пиотровский отметил, что в Петербурге, к счастью, хранилища национального достояния строятся – всем знакомо новое хранилище Эрмитажа, вот теперь РГИА, и готово уже здание для замечательного Архива Военно-морского флота. Уроки просты: не начинать переезд, пока хоть что-то не готово; создавать для подобных акций городскую комиссию, аккумулирующую действия как федеральных, так и местных властей и служб.

В ходе презентации прямо на сцене заместитель руководителя «Росохранкультуры» Анатолий Вилков вернул Историческому архиву два документа – за подписью Александра I и Николая II – это указы капитула о награждении орденами офицеров Российской армии. Один найден на внутреннем антикварном рынке, другой на недавнем Международном салоне антикваров в Москве, где был выставлен французским коллекционером, купившим документ в Нью-Йорке.

Украдены же они еще в 1994 году из старого здания, когда пропало более 4000 единиц хранения по сговору посетителя, некоего Файнберга, со службой охраны. Основная часть раритетов возвращена, однако около 400 единиц разошлось по миру. «Росохранкультура» продолжает действия по выявлению утраченного. Три года назад благодаря антикварному Интернету опознали более сотни документов в Нью-Йорке, там есть и документы из РГИА. 5 июля посол Соединенных Штатов Америки вернет найденное России.

Начинал торжественное собрание глава Федерального архивного агентства Владимир Козлов, который был так рад «счастливой минуте профессионального торжества», что пожелал «как можно чаще» подобных событий всему архивному делу во всем мире – и зал понимающе засмеялся. А завершал – директор РГИА Александр Соколов; он признался, что счастлив, так как перестал ощущать себя «подопытным кроликом», и аудитория сочувственно вздохнула.

Потом все отправились осматривать временную выставку «Национальное достояние России» – самые эффектные и красивые документы из фондов РГИА заставили восхищенно себя разглядывать, при этом многие иностранные гости стремились посмотреть на раритеты и своей истории, заботливо для них выставленные в витринах.

После чего ученых повели на экскурсию по зданиям. Для прессы, возможно, устроят аналогичную осенью. Пока же удалось узнать, что архив все это время потихоньку, но функционировал – издавались некоторые справочники и сборники документов, заранее подготовленные. Сейчас РГИА начал свою и другую работу – в усеченном режиме. С начала 2007-го выполняются запросы как организаций, так и частных лиц, хотя медленнее, чем прежде. Читальный зал откроется, видимо, предстоящей зимой. Проблемы две. Надо отработать некоторые технологии – передачу документов из хранилищ в читальный зал и обратно и тому подобные. И надо укомплектовать штат. Слишком многие работники архива уволились из-за ничтожно малой зарплаты. Например, в читальном зале нет ни одного сотрудника, только заведующий...

Финансирование необходимо и для оплаты специалистов, которые должны обеспечивать работу систем жизнедеятельности зданий. В Сенате и Синоде, где все натуральное, кирпичное и деревянное, жить было просто: душно – открыли форточку, холодно – закрыли. Новые стены из новых материалов гораздо более капризны, требуют контроля и ухода. Электричество, регулировка климата, раздвижные металлические стеллажи, да охранные системы, да что там еще? – все управляется по своей науке и требует своих специалистов. Их зарплаты, между прочим, выше зарплат ученых. Дадут деньги – архив сможет жить. А нет – так ведь и не сможет.

Таковы парадоксы новой технологической эры и финансирования культуры по советскому остаточному принципу. О них не говорят иностранным гостям, да еще в праздничный день.