Камил Чонтофальски: «Я – оптимист!»

Камил Чонтофальски: «Я – оптимист!»

Зимой 2003-го года бывшему голкиперу пражского «Богемианса» Камилу Чонофальски многие заранее отводили в «Зените» роль запасного голкипера. Вячеслав Малафеев тогда был вне

Зимой 2003-го года бывшему голкиперу пражского «Богемианса» Камилу Чонофальски многие заранее отводили в «Зените» роль запасного голкипера. Вячеслав Малафеев тогда был вне конкуренции. Карьера Чонтофальски в Санкт-Петербурге действительно складывалась непросто – уже в своем четвертом матче за «Зенит» он пропустил 7 мячей от московского «Динамо», затем получил две тяжелые травмы и вернулся на поле только в июле 2004-го года. Его бенефисом стал следующий сезон. Камил 8 матчей сыграл на «ноль» и блестяще выступил в Кубке УЕФА, во многом предопределив победы «Зенита» над АЕКом, «Севильей», «Бешикташем» и «Русенборгом». Но потом в команду пришел Дик Адвокаат, и голкипер сборной Словакии вновь оказался на скамейке запасных. Что же будет дальше? Сегодня мы это и попытаемся выяснить.

У меня были предложения от испанских клубов

– Камил, как настроение?
– Настроение хорошее! Солнышко на улице светит, мне ничего не мешает. Провел тренировку и спешу домой, поиграть с детьми. Так что все хорошо! (смеется)
– Тебе не кажется, что климат в Санкт-Петербурге с приездом иностранных игроков становится теплее?
– Я чувствую себя в Питере, как дома. С каждым годом все лучше и лучше, особенно, когда лето и солнышко (улыбается) Это время года мы очень любим!
– Кстати, когда-то твоя супруга говорила, что не хочет жить в Петербурге именно потому, что здесь очень холодно.
– Конечно, ей хотелось бы жить там, где теплее – где-нибудь в Италии или Испании. Но что поделать – придется ей быть со мной! (смеется) Но теперь климат здесь стал хороший, так что она довольна.
– А были ли у тебя предложения из Италии или Испании?
– Да, год назад были. Но я тогда выбирал – или подписать новый контракт с «Зенитом», или подождать до зимы и уже тогда определяться со своим будущим. В итоге я все-таки решил остаться в Санкт-Петербурге. (контракт у Камила Чонтофальски действует до декабря 2009-го года, – прим. «90 минут»)
– Скажи, а у тебя были предложения от серьезных клубов?
– Конечно, это были не «Реал» или «Барселона»! (смеется). Но, тем не менее, мною интересовались клубы из высшей испанской лиги.
– Сейчас ты не жалеешь о том, что не уехал в Испанию?
– Я думаю, человек не должен жалеть о тех шагах, которые он сделал в жизни. Все равно уже ничего не изменишь! Время назад не вернуть, надо смотреть только вперед и наслаждаться тем, что тебя сейчас окружает.
– А ты наслаждаешься тем, что есть? Ну, кроме погоды?
– Надо всегда что-то выбирать, всегда находить лучшее. Конечно, человеку обидно, когда он не играет, но, повторюсь, надо всегда искать позитив. Я нашел позитив в том, что у меня здоровая семья и мне ничего здесь не мешает. В жизни есть более важные вещи, чем футбол.
– Как чувствуют в Санкт-Петербурге две твои близняшки? Они ходят в детский сад или сидят с няней?
– Нет, пока они с мамой. Я думаю, здесь им нравится. Особенно, когда летом они могут бегать на улице. На территории нашего коттеджа есть детская площадка, песок, так что дети всегда играют на воздухе. Хорошо бы, конечно, чтобы еще был бассейн, потому что они просто обожают воду! Если девочки видят море, то сразу в него прыгают!
– Скажи, они говорят только на словацком? Или уже немного понимают русский?
– Нет, русский пока не понимают. Я дома говорю на словацком, жена – на чешском, а у них получается какой-то микс (смеется) Но у нас есть хороший сосед, который говорит с ними по-русски. Он недавно сказал мне, что они уже начинают его понимать.
– В общем, если ты проведешь здесь еще года три, они будут говорить на русском совершенно свободно!
– Конечно!
– Ты ведь сейчас не так часто бываешь в Праге. Только, может быть, зимой, всего один месяц. Какой город для тебя стал более родным? Может быть Петербург, а не Прага?
– Вы знаете, я уже решил, что мы с семьей будем жить в Праге. В этом месяце заканчивается строительство моего дома, так что уже в сентябре семья может перебираться туда. Я скажу так – в Праге лучше климат, чем в Питере. Поэтому в столице Чехии для моей семьи будет лучше.
- Ты еще не оставил надежды поиграть в одном из пяти ведущих зарубежных чемпионатов?
– В футболе все меняется очень быстро. Конечно, может так сложиться, что у меня это получится. Сейчас я не играю, что, конечно, меня огорчает. Но, к счастью, из сборной Словакии меня еще не выгнали (смеется), так что шанс есть. Если, допустим, мы будем играть в Кубке УЕФА, и у меня будет больше игровой практики, то появятся и предложения.
– И ты от них уже не откажешься?
– Конечно, теперь буду думать.

Мне остается только терпеть


– Когда ты подписывал новый контракт с «Зенитом» – при том, что у тебя были хорошие предложения от испанских и немецких клубов – ты понимал, что будешь здесь вторым номером?

– Конечно, не понимал! Тогда еще не было известно о лимите на легионеров, да и Дик Адвокаат сказал, что обязательно даст мне шанс, когда я подпишу новый контракт. Но вот я подписал новый контракт, и ничего не произошло (грустно улыбается) А что мне остается? Только терпеть.
– Ты и Слава Малафеев – голкиперы очень высокого уровня. Но вы играете в одной команде, и один из вас в любом случае остается на скамейке запасных. Это проблема?
– Я скажу так: у нас со Славой нормальные человеческие отношения. Я в первую очередь уважаю его, как человека и не могу обижаться за то, что он играет, а я – нет. Это вопрос к тренеру. Для команды, конечно, это хорошо. Если что-то случится – травма или дисквалификация – всегда есть равноценная замена. Но для самих вратарей… Честно говоря, я не припомню случая, чтобы в одной команде были два голкипера национальных сборных. Это редчайший случай! И я боюсь, что долго так продолжаться не будет. Мне не хватает игровой практики, потому что уверенность прибавляется лишь с каждой проведенной игрой. А для вратарей психологическая подготовка важнее, чем физическая.
– В хоккее тренеры иногда чередуют голкиперов. Такая практика не для футбола?
– Мне кажется, что нет. Помню лишь, что несколько лет назад Антонин Кински, выступающий сейчас за «Сатурн», играл в «Либерце» по очереди с другим вратарем. Но потом тренер стал стабильно ставить в ворота уже только одного Кински.
– Давай вспомним твои матчи этого сезона. Они не были плохими, но, на наш взгляд, ты выходил на поле не очень уверенно. То есть не было запаса прочности в твоих действиях, как в предыдущие годы. Ты согласен с такой оценкой?
– Нет!
– А как же игра с «Крыльями», в которой ты вышел на поле после удаления Славы Малафеева и пропустил нелепый гол?
– Это просто стечение обстоятельств. Я думал, что Мартин (Шкртел, – прим. «90 минут») будет выбивать тот мяч, да и нападающий «Крыльев» меня тогда дезориентировал. Конечно, это наша ошибка. Но вообще, выходя на поле, я чувствую уверенность в своих силах и готов сыграть на самом высоком уровне.
– Что на данный момент происходит с «Зенитом»? Почему, не смотря на первое место, в адрес команды раздается немало критики? Из-за отсутствия стабильной игры?
– Наверно.
– А почему игры нет? С чем это связано?
– Не знаю! Я же не тренер! (смеется) На эту тему много дискуссий. Поверьте, мы хотим играть в хороший футбол. Просто иногда так бывает, что игра не получается. Но, тем не менее, мы же идем в лидирующей группе! Конечно, «Зенит» мог оторваться от преследователей на 8 или 9 очков, но что поделать?
– А тебе самому игра «Зенита» нравится?
– Конечно, мы могли бы играть лучше.
– Тебе, наверно, нравится количество очков?
– Да (смеется)
– Если сопоставить «Зенит» образца 2003-го и 2007-го года, в чью пользу будет сравнение? Говорим сейчас только о качестве игры.
– Конечно, тогда мы играли в более активный футбол.
– Он был более зрелищный и динамичный?
– Да. Но теперь мы играем в другой футбол. Такое бывает.
– То есть другой тренер, другая команда, так?
– Да, конечно.
– А в чем резервы усиления игры «Зенита», как ты считаешь? Что должны сделать тренер и футболисты, чтобы играть лучше? Вопрос, казалось бы, примитивный, но он очень важный для питерских болельщиков. Это специфика нашего города – болельщикам важно не только место в турнирной таблице, но и чтобы их любимая команда показывала хороший, красивый футбол.
– Что должен сделать тренер, это в первую очередь должен знать он, а не мы. Футболисты же обязаны просто выполнять свою работу и играть так хорошо, как умеют, борясь на поле с первой до последней минуты. Вот и все.
– Как ты считаешь, тренер должен подбирать исполнителей под свою игровую модель, или наоборот, строить игру в зависимости от тех исполнителей, которые имеются в его распоряжении?
– Я думаю, лучшие тренеры мира выбирают себе игроков под тот футбол, который они хотят видеть. Что делает наш тренер, спросите его.


Обида была


– Как ты думаешь, кого сейчас в «Зените» критикуют чаще всего?

– Честно говоря, не знаю. В Интернет и в газеты заглядываю редко. Хотя я прекрасно понимаю, что каждый имеет право на критику, потому что это идет от сердца.
– Ты знаешь, что сейчас болельщики больше всего критикуют Андрея Аршавина?
– Нет. Честно говоря, я не хотел бы никого судить. Шава в прошлом году был лучшим игроком чемпионата, но сейчас ему просто где-то не везло. Конечно, он, как и вся команда, мог бы играть лучше. Просто он сильно поднял свою планку, и теперь все от него всегда ждут самой лучшей игры. Вот и все.
– А это ведь не всегда возможно, не так ли?
– Конечно. Сложно поддерживать форму, постоянно выступая на таком высоком уровне.
– А что вообще значит Аршавин для «Зенита»? Может быть, стоит просто поменять его на какого-то другого нападающего и спокойно играть себе в двух форвардов? Вот, скажем, если бы ты играл против Аршавина, ты бы опасался его, или нет?
– Ну я же играл против него в матче сборных Словакии и России! И он мне не забил! (смеется)
– Так же сильно, как и Аршавина, критикуют главного тренера «Зенита» Дика Адвоката. Наверно, потому, что у них фамилия начинается на «А», вот с них и начали. Как ты считаешь, это знающий тренер? Он же делал чемпионами «Эйндховен» и «Глазго Рейнджерс», работал со сборной Голландии. Вы видите этого человека каждый день, вы с ним общаетесь. Скажи, видно ли, что этот человек много знает в футболе?
– Я абсолютно согласен с тем, что Адвокаат – очень опытный тренер. Но я – игрок, и поэтому его работу оценивать не хочу. Тем более, я субъективен, потому что Дик мне не очень доверяет. (улыбается)
– Это понятно. У Адвоката был выбор, но он сделал его не в твою пользу. Наверно, в прошлом году у него было больше исходных данных в пользу Славы Малафеева. Ты был травмирован, и именно Слава провел две последние игры перед приходом в команду нового тренера. Наверно, поэтому Адвокаат и поставил на матч с «Динамо» и «Москвой» его, а не тебя. Слава те матчи сыграл на «ноль», и дальше все пошло по накатанной. Адвокаату уже не было смысла что-то менять. Может быть, с этим связан выбор главного тренера, как ты считаешь?
– Я не знаю, с чем был связан выбор главного тренера. ( говорит жестко) Уже на первой тренировке, сразу после возвращения из отпуска, Кор Пот раздал майки для игроков основного состава. Мне тогда досталась майка даже не второго, а третьего номера!
– А кто значился вторым?
– Миша Кержаков. Так и проходила вся подготовка. Никто не судил о том, кто лучше работал на тренировках. Выбор, как мне кажется, был сделан заранее. Практически с первой тренировки.
– Ты это воспринял без обид? Это, дескать, решение тренера и я его принимаю. Так?
– Нет. Обида была. А кому бы не было обидно?! Потом тренер сказал, что даст мне шанс. Первую игру при Адвокате я сыграл против «Глазго Рейнджерс». Мы выиграли 4:1 ,и, вроде бы, ко мне не было претензий. Ну а дальше вы знаете – я подписал новый контракт, но полноценного щанса так и не получил.
– Еще о критике несколько слов. После Аршавина и Адвоката больше всех достается нашим центральным защитникам. Это проблемная позиция для команды, как ты считаешь?
– Я не считаю это проблемой. Здесь, скорее, дело в нашей игре. Если бы мы играли хорошо, никто бы нашу оборону не критиковал.
– Хорошо, тогда почему «Зенит» собирается покупать именно центрального защитника?
– Не знаю. Здесь все зависит от тренера. Если он хочет кого-то купить, это его право.
– А тебе комфортно играть с Крижанацом, Хагеном и Шкртелом?
– Да, у нас хорошее взаимопонимание. Ребятам тоже, насколько я знаю, хорошо играется со мной, так что никаких проблем нет.

Петржеле желаю только добра

– У нас в чемпионате происходят очень странные вещи. Плотность команд такова, что на первое место претендуют сразу 8 команд, причем в лидерах находятся недавние середняки – «Крылья Советов» и «Амкар». С чем это связано, как ты считаешь?
– Действительно, в чемпионате России сейчас часто встречаются неожиданные результаты. Видимо, турнир стал более ровным и аутсайдеры уже не боятся играть с лидерами.
– А почему ЦСКА – лидер нашего футбола стал терять столько очков? Может ли у футболистов отсутствовать мотивация?
– Может быть. ЦСКА выиграл много турниров, и команда вполне могла попасть в психологическую яму. Жаль, что в этой ситуации мы не оторвались от армейцев. Тогда бы мы чувствовали себя гораздо комфортнее.
– Почему сборная Словакии, обладая неплохим подбором футболистов, никак не может выйти ни на чемпионат Мира, ни на чемпионат Европы? Жеребьевка плохая?
– Да, мы же в третьей корзине! ( смеется) В товарищеских матчах с сильными командами мы выигрываем, а в отборочных матчах уже теряем очки.
– Не хватает психологической подготовки, или чего-то другого?
– Не знаю. Я не думаю, что здесь дело в психологии. Просто нам пока не везет.
– Скажи честно, у вас были шансы в этом отборочном цикле в группе с Чехией и Германией?
– Первую игру мы выиграли у Кипра со счетом 6:1, и перед второй игрой с Чехией нас все уже считали фаворитами. Мы настраивались на то, что чехов просто разорвем. Это была большая ошибка. Чехия – это очень опытная команда, в которой собраны футболисты мирового класса, выступающие в сильнейших европейских чемпионатах. Чехам удалось забить первый гол, потом второй, третий. Так они спокойно и довели ту встречу до победы 3:0.
– Может быть, вам не хватает лидера, который способен повести за собой в трудный момент?
– У нас тогда был травмирован наш лучший бомбардир бундеслиги Минтал. Не играл Виттек. Так что просто не хватило фарта.
– Сейчас вы будете доигрывать цикл?
-Если мы хотим еще что-то доказать, то должны выиграть дома у Ирландии. Потом посмотрим. Хотя, конечно, от нас уже ничего не зависит.
– Самой яркой звездой словацкого футбола по-прежнему считают бывшего игрока «Реала» Петера Дубовски, который, к сожалению, трагически погиб. Вы не были знакомы?
– Нет. Я, конечно, хорошо его помню, но вместе поиграть не довелось. Он выступал за братиславский «Слован», а когда я начинал свою карьеру, он уже перебрался в Испанию.
– В Словакии его часто вспоминают?
– Да. Бывший тренер сборной Душан Галис рассказывал, как тренировал его в «Словане». Все знают, что он был самой большой звездой в короткой истории словацкого футбола.
– Давай еще ненадолго вернемся в прошлое. Недавно мы пересматривали матчи «Зенита» и очень внимательно остановились на игре «Динамо» – «Зенит», в которой ты пропустил 7 мячей. Помнишь ту игру?
– Да, такое бывает (улыбается) Но вы же видите, даже в Лиге Чемпионов «Рома» проигрывает «Манчестер Юнайтед» со счетом 1:7! Тогда просто так получилось – «Динамо» удалось забить практически все, а у нас ничего не получалось.
– Как ты считаешь, после того, как Корчагин забросил мяч тебе за спину, Петржела должен был пожалеть тебя и заменить?
– Не знаю. Это решение тренера.
– Как ты считаешь, то, что произошло за последний год с Властимилом Петржелой, который привел тебя в «Зенит» и дал шанс поиграть в России на самом высоком уровне, – это трагедия, ошибка или роковое стечение обстоятельств?
– Мне сложно сказать. Может быть, что-то он мог сделать по-другому. Но мы успешно выступали в Кубке УЕФА, выиграли серебряные медали чемпионата России. Это достойный результат. Конечно, три с половиной года – долгий срок. Может быть, уже надо было что-то менять, но, повторюсь, я не хочу судить бывшего тренера.
– А ты следишь за его судьбой?
– Да, конечно. В Чехии он известный человек. Знаю, что Власта тренировал «Сигму» из Оломоуца, но уже закончил работать там. Я желаю ему только добра – успехов в тренерской карьере, здоровья и счастья. Ну а как дальше будет складываться его судьба, зависит уже от него самого.
– Когда не получается из-за того, что, скажем, тренер сделал такой выбор, а не другой, очень сложно бывает занять свое сердце. Ты сказал, что твое сердце занято детьми и супругой. А есть еще что-нибудь, чем ты действительно очень увлечен?
– Вы знаете, я просто оптимист (улыбается) Когда я вижу солнышко, настроение сразу улучшается! Конечно, футбол – это моя любовь, и мне очень сложно двигаться вперед, когда не получается постоянно играть на высоком уровне. Но я до сих пор играю за сборную, и после этих матчей у меня всегда улучшается настроение – человек же чувствует, что умеет играть в футбол (смеется) Да и на тренировках я всегда пытаюсь завести себя. Ни в коем случае нельзя все бросать, опускать руки и на кого-то обижаться. Надо ждать, верить, и тогда какое-нибудь чудо обязательно произойдет!

Леонид Генусов, Алексей Андрианов, «Зенит 21»

Автор: 653038