Морской охотник вошел в Неву

Морской охотник вошел в Неву

Удивительное зрелище наблюдали многие горожане и туристы, оказавшиеся на набережной Невы в минувшую пятницу вечером: в свете заката черно-белый буксир вел за собой нарядную подлодку, казалось, только что выкрашенную шаровой краской.

Удивительное зрелище наблюдали многие горожане и туристы, оказавшиеся на набережной Невы в минувшую пятницу вечером: в свете заката черно-белый буксир вел за собой нарядную подлодку, казалось, только что выкрашенную шаровой краской.

Не припомню, чтобы подлодки возвращались к месту своего рождения. А эта пришла. Ведь и на самом деле отсюда недалеко до стапелей Балтийского завода, где ее построили и откуда субмарина уходила в 1955 году на боевое дежурство. Эти дизельные подлодки проекта 613 конструировали специалисты ленинградского ЦКБ-18 (ныне ЦКБ морской техники «Рубин»), возглавляемые талантливым ученым Владимиром Перегудовым.

Они предназначались для морского дозора, откуда и пошло название «морской охотник». Главная их задача состояла в том, чтобы отслеживать корабли предполагаемого противника. В ту пору это был надежный морской щит страны.

С-189 несла службу на Балтике и, по свидетельству военных, в боевых операциях не участвовала. Но тем не менее повышению боеготовности отечественного флота способствовала самым серьезным образом. На ней проводились испытания новых торпед, которые затем шли на перевооружение подводных кораблей.

– Это были серьезные корабли, надежные и грозные, – рассказал ветеран подводного флота адмирал Лев Чернавин. – В Полярном я командовал в свое время четвертой подводной эскадрой Северного флота. Поэтому испытываю сегодня радость, как от встречи со старым боевым товарищем.

...Отслужив более четверти века, субмарина была списана, выведена из состава ВМФ и получила временную стоянку в Кронштадтской гавани. Это было в конце 80-х годов прошлого столетия. Досталось тогда старой подлодке от похитителей цветных металлов и оборудования. И в конце концов она затонула.

Так бы, может, и лежала на дне морском, покрываемая илом Балтики и беспамятства. Но нашлись добрые люди. Судьбой С-189 заинтересовалась группа энтузиастов, которую возглавляет офицер ВМФ Анатолий Артюшин. Подлодку подняли и увели на реставрацию, за которую взялись работники Канонерского завода. Средствами помогли меценаты. Судьбу единственной оставшейся субмарины проекта 613 взял под свой контроль главком ВМФ Владимир Масорин. Говорят, он и предложил новое место прописки С-189 – штатный причал Ленинградской военно-морской базы на Неве.

На восстановленной подлодке есть свой экипаж, его возглавляет капитан 1-го ранга запаса Николай Чернышов.

– Первый этап проекта по созданию плавучего музея мы выполнили, – поделился с нами вчера Андрей Артюшин. – Теперь нам необходимо согласовать все документы, связанные с дальнейшей судьбой С-189, в том числе с федеральными и петербургскими властями, провести еще некоторые работы на борту, закончить подготовку исторических экспозиций. И на будущий год надеемся открыть плавучий музей на Неве для широкого посещения.