Соль под копытами

Соль под копытами

По крутой деревянной лестнице спускаюсь к понтонной дорожке... – Игорь Васильевич, да тут голову можно свернуть, – обращаюсь к начальнику участка фирмы «Пилон» Рыбушкину.

По крутой деревянной лестнице спускаюсь к понтонной дорожке...

– Игорь Васильевич, да тут голову можно свернуть, – обращаюсь к начальнику участка фирмы «Пилон» Рыбушкину.

– А это проверка на трезвость, – говорит он. – Как контролер на проходной. Не в форме – ступай домой.

Шутит.

Дощатый настил покачивается под нашими ногами, и руки автоматически тянутся к стальному парапету. Кирпичный овальный свод над нами в белых разводах. Касаюсь их пальцем и подношу его к языку: горькая-прегорькая соль.

– Фонтанка вроде бы пресная река... – удивляюсь я.

– Так соль сверху просочилась, скорее всего через плохую гидроизоляцию стыков проезжей части и тротуаров, – растолковывает Рыбушкин и показывает места, где солевые отложения особенно ярко выражены. Кое-где свод разъеден солью на глубину кирпича, а то и более, так что обнажилась изнанка моста. А наверху – блеск гранита и недавно отреставрированных бронзовых скульптур Клодта.

...Каменный Аничков мост построили в 1785 году на месте прежнего деревянного. В середине XIX века его реконструировали, украсив литой массивной решеткой с барельефами мор-
ских коньков и русалок, выполненными по рисункам берлинского архитектора К. Шинкеля, а главное – скульптурными группами «Укрощение коня», созданными ваятелем П. Клодтом. Очередную реконструкцию, связанную с усилением пролетных конструкций и долговечностью, мост претерпел в 1906 – 1908 гг.

В годы блокады немецкие снаряды нанесли повреждения ограде и постаментам скульптур, о чем сегодня напоминают не только фронтовые «раны», но и мемориальная табличка на мосту. Скульптура пережила блокаду, будучи спрятанной в подземелье Аничкова дворца.

Последний капремонт знаменитого моста был выполнен в пятидесятые годы минувшего столетия. А уже в XXI веке в ходе подготовки к 300-летию Петербурга реставраторы поправили «здоровье» клодтовских коней и их укротителей. С пролетными строениями Аничкова моста дело оказалось сложнее. Из-за разрушений части кирпичных сводов две арки вообще закрыли для судоходства. Под сводами по всему периметру натянули металлическую сетку, чтобы вываливающиеся кирпичи не падали на головы туристам, которых заманивают на катера и лодки, курсирующие по рекам и каналам.

И вот теперь к проблеме реконструкции Аничкова моста вернулись вновь. Тендер выиграла фирма «Пилон», специалисты которой вот уже десять лет благоустраивают и ремонтируют левобережье Фонтанки. Генеральный проектировщик – НПО «Ранд».

«Пилону» и его субподрядчикам предстоит с верховой части моста заменить наиболее опасные 12 метров арочной кирпичной кладки на глубину 30 см. С низовой – девять метров. Необходимо также переложить два десятка рядов свода в зоне опирания его на гранитные устои. Придется обновить при этом и некоторые каменные блоки, треснувшие от нагрузки и крепких морозов.

– До начала зимы планируем закончить все работы в третьем пролете, – сказал Игорь Рыбушкин. – Своды двух других пролетов отремонтируем уже в следующем году.

И старый мост будет жить дальше.