Руководство "АвтоВАЗа" решило наказать забастовщиков. Это вряд ли напугает профсоюзы, которые воспряли духом после забастовки на тольяттинском автозаводе.
О возможном увольнении одного из участников забастовки на ВАЗе, прошедшей в начале августа, стало известно вчера. Кроме того, работники еще трех цехов завода направили в адрес руководства предприятия письмо с требованием о повышении зарплаты до 25 тыс. рублей. В нем они заявили, что в случае необходимости готовы к новой забастовке.
В любом случае пример с "АвтоВАЗом", предприятием, жестко контролируемым ФГУП "Рособоронэкспорт", может стать заразительным для российской промышленности. Особенно для Петербурга, который становится центром автомобилестроения в стране.
По словам председателя СОЦПРОФ Сергея Храмова, образование и активизация деятельности альтернативных профсоюзов неизбежны не только на заводах типа Ford, но и на промышленных предприятиях, имеющих многолетнюю историю. Но он считает, что директорам заводов не нужно готовить томагавки и рыть окопы.
"Бояться абсолютно нечего. Мы ни с кем не собираемся конфликтовать. Наша цель – отстаивать интересы рабочих (повышение зарплаты, улучшение условий труда и т. п.), и делать это только путем переговоров", – успокаивает Сергей Храмов. Не настроены пока на конфликт и сами промышленники. "Уверен, что когда диалог носит конструктивный характер, он полезен обеим сторонам. Мы рассматриваем профсоюз как помощника и партнера, ориентированного на развитие компании. Как правило, те идеи, которые отстаивает наш профсоюз, отражают мнение коллектива", – комментирует административный директор компании "Силовые машины" Игорь Дубинников.
Развитие профсоюзного движения на автозаводах (Ford и "АвтоВАЗ") сопровождается также миграцией рабочей силы с одного предприятия на другое. В Петербурге это уже произошло – с завода Ford часть сотрудников перешла на Toyota.
Возможно, автомобильные концерны при поиске персонала для своих петербургских заводов смогут частично решить кадровый вопрос за счет рабочих с "АвтоВАЗа". Интересно, что сейчас Nissan распространяет объявления о наборе сотрудников, в том числе из разных регионов России.
"Передвижение кадров к нам в город из Тольятти возможно, особенно среднего менеджмента и специалистов по автопроизводству. А значительная миграция рабочих маловероятна из-за отсутствия жилья для их семей", – считает генеральный директор компании "Бизнес Линк Персонал" Елена Добромыслова.