На трамвайном рубеже

На трамвайном рубеже

Собственно, он и есть настоящий, только ехать не может – рельсов по ходу его движения не наблюдается, а вокруг памятника одна гранитная мостовая.

Собственно, он и есть настоящий, только ехать не может – рельсов по ходу его движения не наблюдается, а вокруг памятника одна гранитная мостовая. Сам вагон за номером 2465 сверкает яркой красной и белой краской, что несколько странно: по идее, блокадный трамвай должен быть не нарядным, а строгим – вот таким – на стеклах памятника под надписью «900 дней» можно увидеть старую фотографию трамвая с плакатом «Да здравствует Победа!». Только номер вагона на фотографии другой – 2164.

На остальных стеклах памятника рисунки блокадной тематики, а на боку табличка с маршрутом: «Барочная ул. – пр. М. Горького. – Респ. Мост. – пр. 25-го Октября. – Охтенский мост. – Б. Охта». 12-й номер, самый знаменитый из пяти маршрутов, на которые вышли первые пассажирские блокадные трамваи 15 апреля 1942 года. Грузовые начали ходить еще раньше, 7 марта. Тогда для измученных страшной зимой ленинградцев трамвайные звонки звучали, как будущий салют Победы.

Первыми на линию вышли вагоны типа МС («моторный стальной»), небольшие по размеру и, соответственно, более легкие. В случае налета или обстрела изможденные горожане могли вытолкнуть эти вагоны за пределы пострадавшего участка. Естественно, того же типа вагон использован и для памятника. Правда, от реального исторического трамвая осталась только нижняя часть, «тележка», а остальное энтузиасты из Музея трамваев воссоздавали по чертежам. Конечно, не в первый раз – поездки ретротрамваев уже становятся привычными для петербуржцев. Вагон 2465 не поедет, зато постоянно будет напоминать о страшных блокадных днях.

Заложен памятник был 15 апреля этого года, через 65 лет после появления пуска блокадных трамваев. Год вообще соответствующий – 100-летие трамвайного движения в городе, которое будет отмечаться 29 сентября. Не случайно выбрано и место установки: точно на этом месте, напротив нынешнего трамвайного парка, в годы войны была сооружена баррикада из... старых трамваев. Памятник оказался даже ближе к бывшей линии фронта, чем его более старые соседи дот и танк КВ. Так что на этом участке проспекта Стачек (между Красненьким кладбищем и Трамвайным проспектом) складывается целый мемориальный комплекс.