Посидеть... на диванеЖелезного Феликса

Посидеть... на диванеЖелезного Феликса

На дверях подъезда вывески «Приемная заместителя генерального директора по обеспечению деятельности судов Северо-Западного федерального округа», «Управление судебного департамента Ленинградской области».

На дверях подъезда вывески «Приемная заместителя генерального директора по обеспечению деятельности судов Северо-Западного федерального округа», «Управление судебного департамента Ленинградской области»... Среди них почти незаметная: «Музей политической истории России. Филиал «Гороховая, 2». Из истории политической полиции России XIX – XX веков».

13 лет назад председателя ВЧК «выселили» из его здешнего персонального кабинета. Вместе с большим портретом Железного Феликса отсюда исчез и ряд экспонатов, в том числе знаменитая буржуйка, ряд газет и декретов.

За креслом, где сидел когда-то Дзержинский, поместили портрет Александра III. А вот швейцарскую мебель – письменный стол, семь массивных стульев, диван, на котором отдыхал Феликс Эдмундович, – оставили. Два старинных телефонных аппарата рядом с чернильным прибором, напольные часы, сейф – тоже наследие Дзержинского. Слева от дивана – красного бархата шторы, за которыми располагается тайный выход из кабинета. Здесь председатель ЧК проводил оперативные совещания, разработки секретных операций по борьбе с «контрой». И даже после переезда правительства России в Москву Дзержинский, часто приезжая на берега Невы, непременно приходил в этот кабинет, встречался с петроградскими чекистами, банкирами, тайными агентами...

– В 1990-е годы, в условиях новой России, нам пришлось выдержать испытания на профессиональную прочность, – рассказывает заведующая филиалом Людмила Михайлова, которая почти тридцать лет работает в музее «Гороховая, 2».

Атаки на музей и его сотрудников помог отбить тогдашний председатель юридического комитета мэрии Дмитрий Козак. Людмила Васильевна вспоминает:

– Тогда впервые была разработана новая концепция – предметом экспозиционной практики стали проблемы развития института политической полиции в процессе более чем столетней борьбы с инакомыслием, место и роль секретных спецслужб в политической системе общества.

При чем же здесь Александр III? – спросят некоторые читатели.

Да при том, что именно с этим императором связана история политической полиции России XIX и начала XX веков. В первом зале музея как раз и размещена экспозиция политической полиции дореволюционной России. Здесь представлены дела и документы III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Департамента полиции, отражающие борьбу против проникновения опасных идей в российское общество, работу полиции по пресечению деятельности первых подпольных кружков и революционных партий. В экспозиции – портреты чиновников политического сыска дореволюционной России, тюремная одежда политзаключенных, мундир жандарма, первый бронежилет.

Здание бывшего управления Санкт-Петербургского градоначальства и столичной полиции на Гороховой, 2, до революции знали далеко за пределами Петербурга. Есть своя логика в том, что здесь поместили ВЧК.

Сегодня фотографии Железного Феликса и документы, рассказывающие о первом этапе становления секретных служб Советской России, занимают в музее довольно скромное место. В экспозиции – листовки, инструкции, «материалы красного террора». Письма политзаключенных 1918 – 1920 годов, портреты чекистов.

В отдельном зале – муляжи различных видов оружия, наградные знаки, материалы, свидетельствующие о шпионской деятельности против СССР.

Людмила Михайлова, Ирина Лукашова, Юлия Артеменко и другие сотрудники даже в условиях мизерного финансирования делают все, чтобы музей не превратился в склад «исторических неликвидов». Так, здешние тематические выставки вызывают большой интерес не только у сотрудников спецслужб, но и у молодежи, студентов, аспирантов. По словам музейщиков, на «Гороховой, 2» за последние 15 лет побывали представители стран всех континентов. Видимо, теперь здесь не страшно...

Необычный интерес, уверяют музейщики, вызывает и проходящая сейчас выставка «КГБ СССР: люди, судьбы, операции». Здесь документы из собраний Музея политической истории России, Государственного архива РФ, архива управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, личных архивов сотрудников КГБ. В том числе мундир известного ленинградского чекиста А. А. Куркова, который начальствовал в Большом доме на Литейном в дни августовского путча 1991 года.

Основная задача выставки, по словам Л. Михайловой, раскрытие главных направлений деятельности органов госбезопасности: борьба с диверсантами и шпионами, террористами, инакомыслием, криминализацией экономики и ростом организованной преступности. Железного Феликса давно нет, но дело его, похоже, живет.