От Невы до Арктики

От Невы до Арктики

Главные персоны на всех площадках «Невы-2007» – многоопытные профессионалы. Они участвуют в организованных в рамках выставки конференциях, сосредоточенно ведут переговоры, обсуждают в кулуарах проблемы, которые мало понятны простым смертным даже на родном языке.

Главные персоны на всех площадках «Невы-2007» – многоопытные профессионалы. Они участвуют в организованных в рамках выставки конференциях, сосредоточенно ведут переговоры, обсуждают в кулуарах проблемы, которые мало понятны простым смертным даже на родном языке.

Но и сугубым дилетантам, приложив совсем небольшие усилия, есть что узнать и чему подивиться. Вот, скажем, экспозиция группы «РР – Морские нефтегазовые проекты». Здесь во всей индустриально-футуристической мощи астраханские судостроители показывают ледостойкую стационарную платформу для добычи нефти. Она предназначена для одного из месторождений на Каспии, но, как заверяет представитель группы «РР – МНП» Александр Варлахов, вполне годится для нефтедобычи и на шельфе высоких широт.

А у стенда питерского ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» внимание привлекают «портреты» несамоходных плавучих сооружений, созданных под руководством главного конструктора Сергея Овсянникова.

Нас уже не удивишь плавучими ресторанами, казино и даже отелями. Но то – приспособленные для исполнения изначально несвойственных им функций суда (вроде эстонского лайнера, где по весне комфортно квартировали участники Санкт-Петербургского экономического форума). А тут специально спроектированный плавучий отель для круглогодичной эксплуатации, оборудованный автоматизированной системой управления техническим и гостиничным комплексом, включающим 50 кают на 140 постояльцев.

Или другой плод творчества предприятия – автопарк на воде! В сущности это экологически безопасное судно, предназначенное для временного хранения 182 личных автомобилей, которые здесь же можно не только помыть, но и отремонтировать. При нашей-то нехватке в городе суши и избытке воды как бы такой автопарк пригодился! Но пока он, как и плавучий отель, а также и плавучий центр досуга, существует только в чертежах «Северного проектно-конструкторского бюро», ибо нет ни инвесторов, ни инвестиций.

Пройдя мимо стенда «Адмиралтейских верфей» (они демонстрируют строительство арктических танкеров водоизмещением 70 тыс. тонн), посетитель откроет от изумления рот у другого подлинного чуда. Правда, оно совсем маленькое, с танкерами не сравнимое, зато до чего же умное. Всем известен джойстик – ручка управления компьютеризированной игровой приставкой. Тут он точно такой же, плюс еще небольшая плата с кнопочками и экранчиками, не намного больше той же игровой приставки. Но эта «приставка» позволяет управлять – причем удивительно точно! – не ходульными разбойниками на мониторе, а океанскими яхтами длиной в несколько десятков метров. Даже людям вполне сухопутным известно, что морскими судами управляют с помощью рулевого колеса и носового подруливающего устройства. А тут всего лишь единственный джойстик, послушный почти неуловимому движению кисти рулевого. Ну чем не фантастика?! Представители петербургской фирмы «Навис груп» относятся к этому своему прибору почти так же восторженно, как и зрители, ведь им пока оснащена всего одна мегаяхта. Но, говорят, лиха беда начало.

Рядом со стендами предприятий-«технарей» – экспозиция научных учреждений Петербурга. Казалось бы, что делать на подобной выставке Институту Арктики и Антарктики или, скажем, Зоологическому? «Трудные времена постепенно уходят, и Зоологический институт РАН возвращается к исследованиям не только в кабинетах, но и в далеких краях, – поясняет заведующая отделом беспозвоночных Зоологического музея Надежда Слепкова. – Мы возобновили водолазные гидробиологические работы в Антарктике, начатые еще более 40 лет назад. Вновь исследуем моря Арктики, ведь наш институт – старейшее зоологическое учреждение России, занятое изучением этого региона».