Шишкин, а где елки?!

Шишкин, а где елки?!

За чугунной оградой музея, вглухую забранной защитной пленкой, рычит бульдозер, копается в земле еще какая-то дорожно-строительная техника.

За чугунной оградой музея, вглухую забранной защитной пленкой, рычит бульдозер, копается в земле еще какая-то дорожно-строительная техника. Для любопытных висит объявление: «Реставрация курдонера. Проект – ЗАО «Ленпроектреставрация» и ОАО «Дортехнологии». Изображена и картинка светлого будущего парадного двора с пояснениями: мощение гранитной шашкой, гранитной плитой, «мощение булыгой». Впрочем, обещан и газон с кустарниками. Подрядчик – компания «Профиль». А чтобы сентиментальные прохожие, любители живой природы, не хватались за валидол, сообщается: «Согласовано КГИОП и «Росохранкультурой».

Ну что ж, согласовано – так согласовано. Умные люди все предусмотрели. Снимите шляпу, сотрите слезы с глаз! Тем более что объяснена и важная государственная необходимость (ведь Русский музей государственное учреждение культуры!) уничтожения сквера в курдонере: «восстановление первоначального мощения парадного двора». На это будут потрачены государственные деньги – и, судя по масштабу работ, немалые. А чтобы уж и вовсе никто не усомнился в острой необходимости этих затрат, тут же на решетке приведена и репродукция с картины художника К. Беггрова, изображающей Михайловский дворец в 1832 году – через семь лет после сдачи его в эксплуатацию великому князю Михаилу Павловичу зодчим Карлом Росси. Двор перед фасадом напоминает военный плац, замощенный «булыгой». Так что выбросите из головы эти елки, размышления о том, пустили их на дрова или куда-нибудь пересадили, приживутся – не приживутся, и тем более нехорошие мысли о тендерах, инвесторах и легендарных откатах. Забудьте про холсты Шишкина, Левитана и Куинджи со всеми их березами, соснами и елками, которые так замечательно сочетались с елями за окнами Русского. Мало вам своих забот? Опять же вот масло под-
солнечное перед выборами вздорожало...

И все-таки, наверное, едва ли возможно коренному петербуржцу спокойно, посвистывая, пройти сегодня мимо Михайловского дворца. В голову так и лезут разные вопросы.

Сквер с голубыми елями в курдонере был разбит в 1957 году. Наверное, чтобы устроить его, тоже потратили немалые деньги. И, должно быть, этим тоже занимались не глупые люди. Автор проекта архитектор Валериан Кирхоглани, например, известен многими своими работами (в их числе и создание Московского парка Победы).

В 1957 году площадь Искусств в Ленинграде получила свое логическое завершение: в центре ее установили памятник Пушкину – выдающееся произведение Михаила Аникушина. Наверняка, работая над проектом курдонера, Кирхоглани и его товарищи решали эту творческую задачу в согласии со всем пространством площади, учитывая сквер посреди нее и главный акцент – скульптуру поэта. И к этому виду площади и дворца с его парадным двором давно привыкли несколько поколений ленинградцев – петербуржцев. Эти голубые ели выросли на их глазах. Как же не сожалеть, что их так безжалостно вырубили!

Как сообщила редакции главный инженер ОАО «Ленпроектреставрации» Евгения Комарова, речь идет лишь о «восстановлении плоскостной композиции курдонера». Восстанавливать один к одному то, что было в 30-е годы XIX столетия, нецелесообразно – «все трансформировалось во времени», Изменилась и функция Михайловского дворца. По проекту Кирхоглани, сказала г-жа Комарова, были созданы кулисы из деревьев по бокам, которые сейчас убрали. Пространство должно быть открытым. Останется только газон. Смысл – открыть фасады. По словам Е. Комаровой, уровень мощения в курдонере будет понижен почти на 40 сантиметров. У парадного входа во дворец были пандусы, которые оказались засыпаны землей. Теперь их откроют. Все работы обещают завершить к Новому году.

В компании «Профиль» корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» сказали: «Без ведома руководства Русского музея мы давать комментарии не имеем права. Мы всего лишь подрядчики».

До руководства Русского музея нам вчера дозвониться не удалось (это ведь не так просто, как перед Новым годом снести дюжину живых елей). Но мы надеемся получить все необходимые разъяснения после этой публикации. В частности, и ответ на вопрос: во сколько обойдется государству эта реконструкция?

Кстати. На сайте Русского музея демонстрируется, похоже, давний проект превращения всего подземного пространства под курдонером в вестибюль ГРМ. Может быть, развернувшиеся перед фасадом Михайловского дворца работы – лишь начало осуществления этого грандиозного проекта?