Банк лейб-гвардии

Банк лейб-гвардии

Солдатские казармы на Загородном проспекте были построены в 1797 – 1798 годах зодчим Федором Волковым – известным мастером «военной» архитектуры стиля классицизм.

Солдатские казармы на Загородном проспекте были построены в 1797 – 1798 годах зодчим Федором Волковым – известным мастером «военной» архитектуры стиля классицизм. В 1810 – 1820 годах Христиан Мейер и Сергей Косолапов, а позже (в 1886-м) Владимир Колянковский перестраивают здание. В конце XIX века основной корпус соединили двухэтажным переходом с соседней казармой на Звенигородской, 1... Сегодня дом
№ 46б имеет статус «вновь выявленного объекта культурного наследия» и охраняется государством наравне с памятниками.

Уже в XXI веке это старинное здание приглянулось руководителям банка «Александровский», которые решили перенести сюда свой головной офис. В феврале 2004 года банкиры приобретают его в собственность, после чего началась серьезная реконструкция, автором проекта которой стал архитектор ООО «Квадрат» Владимир Кузнецов.

Все мы знаем, как в наши дни так называемые девелоперы относятся к старым обветшавшим домам «с историей». Вспоминается пример с казармами Преображенского полка на Парадной улице, 1 – 3 (кстати, они в 1805 году были построены тем же Федором Волковым совместно с Федором Демерцовым). От них не осталось ничего: строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга» уничтожила их для «последующего воссоздания» под бизнес-центры A-класса.

Менеджеры банка «Александровский» на такой шаг не решились. В их планах слово «снос» вообще не значилось. Было другое желание: провести реконструкцию, сделав дом по максимуму современным, даже суперсовременным.

«Новые владельцы семеновских казарм хотели создать в старых стенах интерьеры в стиле хай-тек. Вместе с тем специалисты комитета по охране памятников предъявили требования по фасаду и двум внутренним лестницам, – рассказывает Владимир Кузнецов. – Мы размыли фасады с целью посмотреть, какой у них был колер. Различных оттенков желтого цвета были десятки, но мы выбрали самый яркий».

Все внутренние перекрытия, некапитальные перегородки и крышу разобрали. Фундаменты из бутовых плит на цементно-известковом растворе усилили, увеличив их ширину. Перед архитекторами поставили интересную задачу: создать атриум в доме, где нет двора-колодца. Решение нашлось: в перекрытиях «прорубили» сквозное пространство с первого этажа до самой крыши. А чтобы общая площадь здания не уменьшилась, но даже, наоборот, увеличилась, застроили «аквариумом» озелененный двор. Сегодня там располагается конференц-зал.

По словам г-на Кузнецова, внутренние помещения, как и просил заказчик, теперь полностью выдержаны в стиле хай-тек: по всем вертикальным поверхностям тянется стекло, перила выполнены из серебристого металла, на полу – зеркально полированный гранит. «Старину» видно только снаружи – с Загородного проспекта. Здесь рядом с цокольными окнами даже срыли культурный слой, прежде закрывавший эти окна. А вот из парка вокруг
ТЮЗа (что вырос на месте бывшего Семеновского плаца) главным образом виден лишь большой стеклянный «аквариум», и догадаться, что это дом, где когда-то квартировали герои войны с Наполеоном, вряд ли возможно.

При реконструкции лестничных клеток строители выполняли работы по полному восстановлению покрытий ступеней, подступеней, реставрировали сферические своды... И они испытали сильное разочарование, когда по только что окрашенной стене лестницы вдруг пошла трещина. Сначала небольшая, она постепенно становилась все более внушительной. Вот тогда-то и пришлось поставить «маячки». Как поведут себя грунты дальше, неизвестно, но радостное настроение от новоселья здорово подпорчено. Кстати, новоселы намекнули корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей», что в трещине повинны строители метро.

Алексей Мичурин, заместитель главного инженера службы капитального строительства Петербургского метрополитена, в ответ на наш вопрос лишь развел руками: «А что вы хотите, если разобрать старые фундаменты и построить под старым зданием заглубленный паркинг?.. Когда менеджеры банка «Александровский» заявили, что якобы метрополитен во всем виноват, мы тут же предложили провести экспертизу. Представители банка от нее отказались. Дело в том, что строительство наклонного хода «Звенигородской» мы пока еще даже не начинали». По словам г-на Мичурина, банкиры уже сняли все свои обвинения. А потому непонятно, зачем в беседе с корреспондентом газеты они повторяют прежние претензии.

Работы по рытью котлована вестибюля «Звенигородской» начнутся в конце этого года. Вот тогда и посмотрим, как поведет себя трещина казармы семеновцев.