Вячеслав Малафеев. Информация к размышлению

Вячеслав Малафеев. Информация к размышлению

На 59-й минуте первого матча второго квалификационного раунда Кубка УЕФА со словацким «ВиОном» Вячеслав Малафеев из-за травмы уступил место в воротах Камилу Чонтофальски. Кто мог

На 59-й минуте первого матча второго квалификационного раунда Кубка УЕФА со словацким «ВиОном» Вячеслав Малафеев из-за травмы уступил место в воротах Камилу Чонтофальски. Кто мог подумать, что в следующий раз за «Зенит» голкипер сборной России сыграет лишь два месяца спустя, в поединке против нальчикского «Спартака»? Но такова футбольная жизнь. Тем более в петербургском клубе, где конкуренция между Малафеевым и Чонтофальски давно стала серьезной проблемой. Не только для тренеров, но и для самих голкиперов. На минувшей неделе Дик Адвокаат воспользовался принципом ротации. В кубковом поединке с «Томью» ворота защищал Камил Чонтофальски. В матче с «Москвой» играл Вячеслав Малафеев.

Мы благодарны всем, кто поддерживал нас по ходу сезона

- «Зенит» заслужил эту победу, мы превзошли «Москву» в командных действиях. В итоге соперник не создал ни одного голевого момента у наших ворот, – рассуждает голкипер «Зенита» и сборной России после победы над столичным клубом, – нам осталось сделать последний шаг. Как видится, он и будет самым сложным, потому что именно в Раменском решится, какое место займет наша команда в чемпионате страны.
- Когда вы узнали о том, что выйдете на матч с «Москвой» в стартовом составе?
- В день матча. До игры думал, что шансы 50 на 50.
- Вас не удивило то, что в первом тайме «горожанам» не удалось создать ни одного голевого момента? Связано ли это с тем, что гости неудачно сыграли в атаке, или в первую очередь обороне «Зенита» удалось подобрать ключи к сопернику?
- Я думаю, что второе. «Москва» много атаковала, демонстрируя неплохой атакующий потенциал. Но при этом соперник был вынужден обороняться большими силами. Тот же Макси Лопес часто возвращался назад и отдал много сил при игре в обороне. Поэтому нападающим «Москвы» было сложно постоянно создавать напряжение у наших ворот, тем более что их атаки в основном начинались длинными передачами. Все короткие мы накрывали прессингом и командным отбором.
- Скажите, сложны ли для голкипера такие матчи, в которых, с одной стороны, чувствуется колоссальное напряжение, а с другой – нет возможности постоянно вступать в игру?
- В какой-то степени это действительно не просто. Но в любом случае лучше провести такой матч, нежели какой-нибудь фееричный. Так спокойней для всех – для команды, для тренеров и для зрителей.
- После того как на поле вышел Макси Моралес, «Москва» изменила тактику. Забросы прекратились, «горожане» опустили мяч вниз и стали больше использовать короткий и средний пас. «Зениту» играть тяжелее стало?
- Соглашусь, что действия соперника стали носить другой характер. Да, за счет повышения активности и изменения тактики «Москва» смогла приблизиться к нашим воротам. Но не настолько, чтобы создавать реальную угрозу. Хотя, конечно, несколько полумоментов у наших ворот все-таки было.
- С чем, на ваш взгляд, была связана вспышка грубости в конце матча?
- Я думаю, в таком ключе соперник действовал в какой-то степени от безысходности. Они понимали, что выиграть этот матч им будет очень сложно. Во всяком случае, их игра не позволяла рассчитывать на успех. В итоге в концовке у гостей элементарно сдали нервы. Может быть, они таким способом попытались воздействовать на «Зенит».
- Накануне матча были опасения, что обороне «Зенита» может доставить серьезные неприятности набравший хорошую форму Макси Лопес. Как вам понравилась игра футболиста, который в свое время выступал за «Барселону»?
- Я думаю, наши центральные защитники, Шкртел и Ломбертс, почти на сто процентов справились со своей задачей.
- О чем футболисты «Зенита» говорили в раздевалке сразу после окончания мачта?
- О том, что впереди еще один матч! (Смеется.)
- Последний финал, да?
- Да!
- Лично вы кому хотели бы посвятить победу над «Москвой»?
- Вы знаете, наверно еще рано задавать этот вопрос. Он станет актуальным только после игры с «Сатурном». Но, конечно, этот матч будет в первую очередь посвящен нашим преданным болельщикам, в числе которых, разумеется, есть наши близкие родственники. Мы благодарны всем, кто переживал за «Зенит» и поддерживал нас по ходу сезона.

Каждый хочет играть

- Теперь, с вашего позволения, вернемся к матчу с нальчикским «Спартаком». Как известно, Дик Адвокаат называет стартовый состав «Зенита» в день игры. Однако в Нальчике главный тренер объявил о своем решении еще вечером, за сутки до матча. Это верная информация?
- Да. Нам было сказано об этом после ужина.
- С чем это связано, как вы считаете?
- Наверно, тренер хотел дать время на подготовку одному и, скажем так, не очень сильно удивить другого.
- Адвокаат как-то мотивировал свое решение?
- Да. Главный тренер сказал, что это связано с действующим лимитом на легионеров. Полевых игроков, по его словам, он менять не хотел.
- То есть сказал честно, ничего не придумывая.
- Да.
- Признайтесь, для вас это стало неожиданностью?
- В принципе, да.
- А для Камила?
- Думаю, тоже.
- Вы два месяца не играли за «Зенит». Срок не малый. Скажите, какие ощущения вы испытали после выхода на поле?
- Конечно, перед игрой я испытывал волнение. Все-таки мы играли на выезде против соперника, который хорошо играет дома. К тому же поле было далеко не лучшего качества. Но все мы в любом случае понимали, насколько важен этот матч для «Зенита».
- Самое страшное для вратаря, который долгое время не имеет игровой практики, это потеря уверенности в своих силах. Вы согласны с таким утверждением?
- Да. В этом есть доля истины.
- Сейчас очевидно, что наличие двух равноценных вратарей хорошо только для команды в целом. Для вас же с Камилом это стало большой проблемой. Просто потому, что в воротах может играть только один человек. Другой вынужден находиться на скамейке запасных. И ничего другого здесь не придумать!
- В принципе, да. Для команды и руководства клуба это хорошо. Для других… Я скажу так: даже для тренера такая ситуация вызывает дополнительную головную боль. Он должен постоянно думать, кого выпускать на поле. С другой стороны, у него есть возможность выбора при возникновении форс-мажорных обстоятельств.
- Сейчас, за месяц до окончания сезона, с которым все мы связываем такие большие надежды, хочется узнать следующее: что все-таки чувствует вратарь, находящийся в самом расцвете сил, рвущийся в последний бой за золотые медали, но вынужденный из-за жесточайшей конкуренции смотреть за финишным отрезком чемпионата со скамейки запасных? Не возникает ощущения, что настало время что-то менять?
- В принципе, да. В какой-то момент такие мысли действительно приходят в голову.
- А с Камилом сложившуюся ситуацию вы не обсуждали?
- Обсуждали. Но не сейчас, а давно.
- Вам и Камилу делает честь то, что на протяжении пяти лет вы сумели сохранить друг с другом ровные товарищеские отношения. Я, во всяком случае, за это время не слышал ни одного плохого слова в адрес коллеги. Как вам удается так цивилизованно делить хлеб?
- Во-первых, это зависит от самих людей. А во-вторых, выбор делаем не мы, а главный тренер. Ни о какой злости и зависти к партнерам речь идти не может. Все-таки мы делаем одно дело и находимся в равных условиях. Поэтому при всех одинаковых исходных данных можно просто сказать, что кто-то кого-то где-то переиграл.
- Есть еще одна, быть может, несколько завуалированная проблема. Дело в том, что за вами ни один голкипер, будь он хоть семи пядей во лбу, не имеет ни малейшего шанса пробиться в основной состав. Не задумывались об этом?
- В какой-то степени вы правы. Что-то должно произойти сверхъестественное… Хотя, если вы помните, такие случаи были. Всем предоставлялся шанс. Другое дело, как им воспользоваться.
- Тогда, с вашего позволения, я задам прямой вопрос: можно ли говорить, что в данной ситуации для кого-то из вас было бы лучше уйти? Так, скажем, в свое время поступил Дмитрий Бородин. Убежден, что решение покинуть «Зенит» далось ему не просто. Однако сейчас он является основным голкипером «Торпедо» и кандидатом в сборную России.
- Сложно сказать. Это очень тонкий момент, в котором есть свои плюсы и минусы. Безусловно, каждый хочет играть. Но, с другой стороны, в такой конкуренции ты ни на секунду не даешь себе расслабиться и всегда работаешь с максимальной отдачей. Конечно, для команды хорошо, когда есть достойная замена. Но каждому из нас необходимо играть. Тем более в нашем возрасте, когда есть возможность добиваться дальнейшего прогресса. Поэтому в какой-то степени я отвечу на ваш вопрос положительно. Только давайте сразу договоримся – я ни на что не намекаю и не даю повода делать какие-то выводы. Это только информация к размышлению.
- На минувшей неделе появилась информация, что Бородин может вернуться в «Зенит». Вы уже что-то слышали об этом?
- Да, слышал. Мне сложно сказать, насколько это соответствует действительности – непосредственно с Дмитрием я не разговаривал. Но, в принципе, все возможно. Особенно учитывая, что «Зенит» часто практикует возвращение в команду своих бывших игроков. Что ж, все может быть. Но пока конкретно ничего сказать не могу – просто потому, что не владею точной информацией.

Израиль и Андорру обыгрывать обязаны

- Еще одно следствие вашего вынужденного простоя – это потеря первого номера в сборной. Это большая проблема лично для вас?
- Я скажу так: в любом случае и в «Зените», и в сборной я внес вклад в командный результат, но пока мы не добились максимального результата ни там, ни там. Делать выводы можно будет позже – было ли это хорошо или плохо, правильно или нет.
- Признайтесь, для вас решение Гуса Хиддинка поставить на матч с англичанами Владимира Габулова стало неожиданностью?
- В принципе, нет.
- Потому, что у голкипера «Кубани» есть игровая практика, а у вас ее не было?
- Да. Именно поэтому.
- Болельщики и специалисты до сих пор сравнивают мячи, забитые в ворота сборной России Майклом Оуэном и Уэйном Руни. Вы могли бы сравнить эти два гола с чисто вратарской позиции?
- В какой-то степени они действительно похожи. И по развитию ситуации, и по технике исполнения самого удара. В обоих случаях сказалось высокое исполнительское мастерство нападающих. Может быть, чуть-чуть легче было парировать мяч, который был забит в Лужниках.
- В Москве многие по-прежнему полагают, что в Лондоне гол Оуэна лежит на вашей совести. Я придерживаюсь иной точки зрения – отбить такой мяч было практически невозможно. А на ваш взгляд, какова в процентном соотношении степень заслуги нападающего и вины вратаря в этом эпизоде?
- Наверно, в таких ситуациях говорить о степени вины голкипера все-таки не стоит. Я считаю, что у Оуэна была очень неплохая позиция для удара, и мне не хватило считанных сантиметров, чтобы спасти команду. Если бы я остался глубже в воротах, мяч влетел бы дальний в угол. Я до него просто не смог бы допрыгнуть. Удар, если вы помните, был с пятнадцати-шестнадцати метров. Он получился очень сильным, наклевом, по уходящей траектории. В тот момент я выходил как можно дальше, чтобы сократить угол, чтобы не дать сопернику возможность сделать удар сверху вниз. Поэтому считаю, что в этом эпизоде я все делал правильно.
- После победы над Англией сборная России стала хозяином собственной судьбы. Как вы считаете, наша команда обязана обыгрывать Израиль и Андорру? Именно так надо ставить вопрос – «мы обязаны выйти на чемпионат Европы»?
- Да, я считаю, что именно так. Эти команды обыгрывать мы действительно обязаны!

Открытие сезона – Антон Шунин

- Вернемся к чемпионату России. Еще в прошлом туре «Зенит» перехватил стратегическую инициативу у «Спартака». Одна победа – и вы чемпионы. Так проще, нежели ждать осечки конкурента?
- В какой-то степени да, стало проще.
- Да, но с другой стороны, принципиально ничего не изменилось. «Спартак» не потерял очков в матче с «Ростовом», а значит, «Зениту» необходимо побеждать в Раменском!
- Конечно. Но в нынешней ситуации небольшое преимущество все-таки у «Зенита».
- Перед матчем в Раменском «Зениту» предстоит очень непростой визит в Грецию. Побеждать «Ларису» вы обязаны, иначе шансы на выход в плей-офф заметно ухудшатся. Но как выиграть по заказу два матча в неделю? И как избежать соблазна поберечь силы перед решающей игрой чемпионата России?
- Этот вопрос, наверно, не ко мне. Его все-таки лучше задать тренерскому штабу. У меня есть, безусловно, какие-то мысли по этому поводу, однако окончательное решение будет принимать все-таки главный тренер. Мне было бы не корректно высказывать свое мнение в прессе.
- Сезон близится к завершению, уже сейчас можно подводить предварительные итоги. Скажите, кого из российских голкиперов вы бы назвали открытием нынешнего футбольного года?
- На мой взгляд, большой шаг вперед сделал Антон Шунин. Успехи «Динамо» в середине сезона в первую очередь являются его заслугой. Других новых имен появилось не так много. Остальные вратари сыграли на своем уровне.

Алексей Андрианов

Автор: 653038