Работали по серебру

Работали по серебру

Та работа, в которую на три с лишним часа с головой ушли восемь юношей и трое девушек из 30 подопечных старшего мастера лицея Светланы Фомичевой, называется, как растолковал ее супруг, профессиональный ювелир и один из трех членов жюри конкурса Сергей Фомичев, «фаденовая закрепка».

Та работа, в которую на три с лишним часа с головой ушли восемь юношей и трое девушек из 30 подопечных старшего мастера лицея Светланы Фомичевой, называется, как растолковал ее супруг, профессиональный ювелир и один из трех членов жюри конкурса Сергей Фомичев, «фаденовая закрепка». Конкурсанты получили серебряные заготовки колец, на которых предстояло в одну линию – вдоль стеночки-фадены – закрепить 5 фианитовых камушков диаметром всего-то два с половиной миллиметра.

Работа, по словам Сергея Алексеевича, не самая для закрепщиков сложная, но ведь нельзя не учитывать, что ребята лишь третьекурсники и до высот мастерства им пока далеко. Хотя уже дерзают. Андрей Дробязко занял в прошлом году первое место на конкурсе «Блестящее будущее», которое ежегодно проводит ассамблея ювелиров Петербурга, а Алексей Богданов там же – второе. Да и повидали многие конкурсанты немало: то и дело посещают художественные музеи родного города, некоторые бывали даже на знаменитых гранильных фабриках Амстердама, у ювелиров Скандинавии и Франции.

И все же конкурсанты порядком волнуются – азам специальности их учили на меди, а тут благородный металл, который они и в руках-то держат как сырье лишь второй раз в жизни. Лунки под камушки (или, говоря профессиональным языком, посадочные отверстия) жюри, чтобы не затягивать конкурс, разрешило высверлить заблаговременно, но это ведь еще даже не четверть дела! Предстоит особым резцом – штихелем поднять из каждого посадочного отверстия четыре корнера – почти невидимые без лупы стружки металла, которые с четырех сторон будут удерживать камень. Когда все камни прочно встанут между своими корнерами, особым инструментом – корневерткой «стружку» скруглят до полусферы, чтобы было красиво.

Красивой должна быть и фадена – внутренняя стенка ложбинки на кольце, в которой в ряд выстраиваются камни. Прежде всего ей полагается быть безупречно ровной. А еще в традиции, идущей, говорят, от самого Фаберже, которой в Европе уже не особо и следуют, фадена должна пройти окончательную отделку накаткой гризанта – орнамента в виде мельчайших шариков. Для этого служит специальный инструмент мелиограф, на кончике которого вертится малюсенькое колесико с выемками. Где оно прокатится по серебру, там и останутся шарики.

По окончании конкурса, когда все работы были сданы, за работу взялось жюри, в состав которого помимо Сергея Фомичева входили председатель ассамблеи ювелиров Михаил Кац и представитель ювелирного предприятия «Садко» Алексей Шилов. Они придирчиво оценивали по 10-балльной шкале и форму корнеров, и прямолинейность фаден, и чистоту шлифовки каждого из 11 готовых колец, которые и по этим и по еще нескольким параметрам должны соответствовать образцу.

Дело это небыстрое, поэтому у нас было достаточно времени, чтобы неспешно пройтись по лицею, осмотреть его музей, поговорить с директором Михаилом Лозинским. Михаил Иванович 15 лет был замом генерального директора объединения «Русские самоцветы» по кадрам, а потом пришел сюда эти кадры готовить Тогда это было профтехучилище, а много раньше, в 1945 году, начиналось как «ремеслуха». Но и тогда и нынче это единственное государственное образовательное учреждение на всем Северо-Западе, где готовят ювелиров. Причем не только закрепщиков, но и монтировщиков, филигранщиков, огранщиков. Прежде тут учились еще и камнерезы. Кстати, именно эту специальность тут некогда получил и наш фотокор Дмитрий Соколов, чьи фотографии вы здесь видите. Все 60 с лишним лет лицей готовил также краснодеревщиков, которые теперь называются мастерами мебели и столярного производства.

Уникальность лицея такова, что о нем даже мало кто знает.

– Ребята часто удивляются, что вообще есть такое! – рассказывает Светлана Фомичева, пока ее питомцы корпят над накаткой гризанта. – Жаждут учиться ювелирному делу, их родители готовы платить немалые деньги всяким непонятным хозрасчетным курсам. И не ведают, что в Петербурге действует госучреждение, где всему научат бесплатно и выдадут всюду уважаемый диплом.

Это так. Рассказывают, в прошлом году в лицее был конкурс – три места на человека. А нынешней весной за каждого выпускника боролись не меньше трех работодателей и уходили обиженными, если свежеиспеченный закрепщик им не доставался.

– Мы все же стремимся прежде всего обеспечивать кадрами предприятия, входящие в Ассоциацию питерских ювелиров, в которую мы вступили четыре года назад, – поясняет директор лицея. – Ассоциация объединяет практически все серьезные ювелирные предприятия города и немало нам помогает. Например, фирма «Садко» оплатила новые столешницы для 30 списанных на «Русских самоцветах» ювелирных верстаков, которые они нам подарили. Кроме того, ассамблея обещает купить для лицея тысяч на сто материалов и инструментов.

...И вот наконец жюри выходит к публике. Первое место по сумме баллов занял Андрей Дробязко, второе – Максим Панов и третье Алексей Богданов. Конечно, ребята рады этому успеху.