Максим Мосин. Судьба человека

Максим Мосин. Судьба человека

Восемь лет назад Максима Мосина считали едва ли не самым перспективным выпускником «Смены». Зимой 2000 года Анатолий Викторович Давыдов и Юрий Андреевич Морозов взяли его на предсезонный

Восемь лет назад Максима Мосина считали едва ли не самым перспективным выпускником «Смены». Зимой 2000 года Анатолий Викторович Давыдов и Юрий Андреевич Морозов взяли его на предсезонный сбор «Зенита», рассчитывая на него, как на игрока основного состава. Тот, европейский сезон Мосин должен был начинать рядом с Поповичем и Пановым. Схема Морозова с тремя подвижными нападающими, Кержаковым, Астафьевым и Аршавиным, заработает лишь год спустя, но уже тогда мудрый наставник искал для «Зенита» наиболее оптимальный вариант ведения игры. Нашел. С Мосиным на левом фланге атаки. Увы – на тренировке перед возвращением домой он получил тяжелейшую травму, едва не поставившую крест на его карьере. Что произошло дальше, сегодня и расскажет этот замечательный футболист с очень сложной судьбой. Мы знакомы уже восемь лет, поэтому общаемся без лишних церемоний.

О пляжном футболе

- После окончания института Лесгафта меня призвали в армию, – начинает свой рассказ полузащитник «Динамо», – отслужил год в спортроте СКА. Правда, можно сказать, там я только числился – приходил, отмечался и ездил выступать на первенстве Вооруженных сил. Стали мы, кстати, серебряными призерами.
- Тем не менее, долг Родине ты отдал, не так ли?
- Можно сказать и так (улыбается). Уволился в запас рядовым.
- На мой взгляд для того, чтобы создать представление об армии, достаточно всего одного дня, проведенного в казарме.
- Я в казарме пробыл целых шесть дней до присяги! (Смеется.) Даже из автомата пострелял немножко!
- Расскажи, пожалуйста, о своей семье.
- Я женат уже три года. Супругу зовут Екатерина, дочку – Полина. Родилась она 17 января 2007-го. Так что уже большая! Очень приятно видеть, как она растет. Я теперь хоть дома играю – а то прошлый год, когда выступал в Мурманске, дочь редко видел.
- На кого Полина больше похожа – на папу или на маму?
- Так однозначно сказать не могу. Кто-то говорит, что на меня, кто-то – на Катю. Не знаю (улыбается).
- Крепкий тыл обеспечивает серьезную поддержку. Ты не исключение?
- Безусловно!
- В твоей карьере есть и весьма экзотичная страничка – пляжный футбол. Откуда?
- Это тоже было во время службы в армии. Приходилось и в чемпионате города играть среди мужских команд, и в пляжный футбол. На самом деле очень интересный вид спорта! На пляже можно раскрыть как физические, так и технические возможности. Укрепляются связки голеностопа – для футбола штука очень полезная. Словом, получил положительный опыт. В 2007 году в составе команды Ленинградской области «Климатрон» даже участвовал в чемпионате России, проходившем в Сочи. Тогда как раз стал чемпионом питерский «Тим». Мы, к сожалению, выступили неудачно – заняли лишь 12-е место.
- Что же заставило тебя заниматься пляжным футболом?
- Приходилось решать финансовый вопрос. Когда служил в армии, никакого контракта не было. Так что нужно было просто зарабатывать деньги.
- Пляжный футбол в России очень быстро прогрессирует. Есть перспективы у этого вида спорта?
- Я думаю, да. Люди, которые развивают пляжный футбол в Санкт-Петербурге, сейчас сотрудничают с бразильскими тренерами, регулярно ездят на соревнования в Бразилию. Словом, идет работа.
- Кстати, в петербургских командах стали появляться и бразильские футболисты-пляжники.
- Да. В прошлом году играли два бразильца. И, кстати, стали чемпионами России.
- Вообще не стоит забывать, что вся Бразилия выросла на пляжах Капакабаны.
- Безусловно! Я видел этих ребят. Им по тридцать лет, но они такое творят на поле! Взрывные, техничные – с места элементарно убегают! Физические данные просто отменные!

О травмах

- Последним твоим серьезным профессиональным клубом был липецкий «Металлург», не так ли?
- Да. Это было в 2004 году. Вместе с Васяновичем, Нагибиным, Димой Давыдовым, Лазаревым и Петуховым поехали к Анатолию Викторовичу Давыдову. До нас там играли Дима Акимов и Денис Угаров. Большая питерская компания собралась. В том году мы выступили достаточно успешно, заняли 7-е место, отстав от пятого всего на одно очко. Кстати, в тот год в Кубке России мы обыграли московский «Спартак».
- Почему ты не задержался в Липецке дольше?
- В начале сезона я получил травму колена, перенес операцию на мениске. Втягивался долго, да и доверяли мне, на мой взгляд, не достаточно.
- Даже несмотря на то, что командой руководил Анатолий Давыдов?
- Да. На следующий сезон я вообще оказался не нужен. Потом поехал в аренду в Вологду, где провел половину сезона.
- В Вологде, насколько я знаю, тоже очень любят футбол.
- Да, но при этом задач команде никаких не ставят. И денег не вкладывают. В 2005-м, помню, первый круг заканчивали на втором месте. От «Балтики», которая в тот год выходила в первую лигу, отставали только на два очка. А все равно никакой задачи не было, хотя команда у нас была очень приличная.
- В каком году ты покинул «Зенит»?
- В 2004-м. В 2001-м играл за дубль, потом два сезона выступал за «Зенит-2». После перелома у меня все как-то пошло наперекосяк – каждую предсезонку летело то одно колено, то другое. Вот так и получилось три года подряд – вроде только начинал набирать, как тут же получал новую травму.
- Что с коленями происходило?
- Летели оба мениска. Не исключаю, что на правом колене была также повреждена и задняя крестообразная связка. Но колено мне подчистили, а мышцу бедра я закачал, после чего эта проблема не дает о себе знать. С такой травмой можно нормально играть. Колено держит за счет боковых связок.
- Я смотрю, на горьком опыте ты стал специалистом…
- Да. Но, в принципе, на колени я больше не обращаю внимания. Чувствую себя нормально.

О конфликте между молодежью и стариками


- Тогда давай перейдем к самой сложной для тебя теме. Итак, в 2000 году ты едешь на сбор с «Зенитом». Анатолий Викторович Давыдов и Юрий Андреевич Морозов видят тебя игроком основного состава.
- Да, было такое.
- Правда ли, что тогда впервые возник серьезный конфликт между молодежью и опытными футболистами?
- Да, правда.
- Потому, что ваш призыв – ты, Аршавин, Нагибин – был фактически первым молодым пополнением в «Зените»?
- Да.
- Была борьба за место под солнцем?
- Я думаю, да. В принципе, тогда Юрий Андреевич только первый год возобновил работу с командой…
- Причем сначала – в роли второго тренера!
- Да. Поэтому для стариков наше присутствие было тоже в какой-то степени неожиданным. Ну а для молодежи – тем более. Поэтому каждый и старался доказать свою состоятельность. Молодежь выкладывается, значит, и старики не должны были уступать.
- Итак, в столкновении на тренировке ты получаешь страшную травму – двойной перелом ноги. Можно ли сказать, что этот случай разделил твою карьеру на «до» и «после»?
- Я думаю, да… Не просто было. Я часто вспоминаю этот момент и ловлю себя на мысли, что все могло сложиться по-другому. Честно говоря, не хочется все это ворошить заново. Но, конечно, тот случай многое перечеркнул…
- Какой была роль «Зенита» в твоей дальнейшей судьбе? Я помню, как переживали за тебя и Виталий Леонтьевич Мутко, и Юрий Андреевич Морозов, и твои партнеры по команде.
- Да, все это было. Но в дальнейшем я сделал для себя определенные выводы. Мне показалось, что пока ты молод и здоров, ты востребован. В противном случае, если не удается быстро восстановиться, на твое место всегда найдут другого. С тобой будут возиться лишь в том случае, если ты – легионер. Либо у тебя очень большой контракт. С молодыми ребятами, которые ломаются, долго нянчиться не будут. Во всяком случае, мне так кажется.
- Юрий Андреевич планировал использовать тебя на позиции левого нападающего?
- Честно говоря, не знаю. На сборах я играл левого полузащитника. Забил гол молдавскому «Зимбру» в контрольном матче. А вообще в последних встречах выступал в роли одного из двух крайних форвардов.

Об Аршавине

- С кем-нибудь из той команды поддерживаешь отношения?
- Нет.
- С Андреем Аршавиным, соответственно, тоже не общаешься?
- Да. Но знаю о нем много! (Смеется.)
- Скажи, тогда можно было предположить, что он станет игроком экстра-класса?
- Я был уверен в этом. Убежден, что Андрей заявит о себе на международном уровне, в каком-то из европейских чемпионатов. Мы воспитывались у одного тренера, Сергея Гордеева, восемь лет отыграли в одной команде. Уже тогда он был настоящим лидером, демонстрировал уверенность и самобытность.
- А на тех, первых для вас сборах, как он себя проявил?
- В то время Андрей еще не так хорошо был готов физически. Но с мячом работал прилично. Просто нагрузки на том сборе были очень серьезные. Когда же человек устает, он не показывает всего, на что он способен. Но Андрей все равно был уверен в себе и понимал, что если не сейчас, так через два месяца он получит свой шанс. Так, собственно, и произошло. Ко второму кругу он закрепился в команде.

О себе


- Боль и обида прошла? Ни на кого не держишь зла?
- Да я и тогда ни на кого сильно не обижался. Просто задавался вопросом – почему я?
- Многие специалисты характеризуют тебя, как умного, техничного игрока, обладающего поставленным ударом с обеих ног. Но отмечают и слабые места – в первую очередь, отсутствие скорости. Согласен?
- Да. Верно подмечено. Но скорости особой у меня никогда не было – играл за счет выбора позиции, владения пасом, ударом и неплохой техники. Могу признаться, что хромает и отбор.
- Но эти недостатки поправимы! Согласись, над этим можно работать!
- В скорости, конечно, сильно не прибавить. Ну, может быть, на одну сотую. Но взрывные качества подтянуть можно.
- Какие цели ты ставишь перед собой в том сезоне?
- Хочу помочь «Динамо» выйти в первый дивизион и постараться закрепиться в основном составе.
- Скажи, Катя ходит к тебе на игры?
- На первых двух домашних встречах «Динамо» не была, но вообще матчи посещала. Сейчас будет погода получше – можно будет и с дочкой приходить (улыбается).
- Ну и в заключение скажи, как ты ощущаешь себя на данном жизненном этапе? Все ли органично в твоей жизни?
- Я бы сказал, что на 99 процентов – да. Маленькие нюансы – не в счет.

О финале Кубка УЕФА

- Я считаю, что в финале «Зенит» должен показать свой лучший футбол. Он и победит с разницей в два мяча. Несмотря на то что «Глазго» – закрытая команда, всю игру отсиживаться в обороне они не будут. Но индивидуальное мастерство игроков передней линии «Зенита», несомненно, принесет свои плоды. Финал – это последний рубеж, так что футболисты должны полностью выложиться на поле. Шансы 70 на 30 в пользу «Зенита». Пожелаю нашим ребятам удачи. Очень хочу, чтобы они повторили успех ЦСКА.

Алексей Андрианов

Автор: 653038