Александр СПИВАК: «Началась новая жизнь»

Александр СПИВАК: «Началась новая жизнь»

Он ушел тихо и незаметно. Жаль. Люди, столь долго блиставшие на футбольной сцене, имеют право на бенефис. У Александра Спивака его не было. Будем надеяться, пока. Все-таки он провел в

Он ушел тихо и незаметно. Жаль. Люди, столь долго блиставшие на футбольной сцене, имеют право на бенефис. У Александра Спивака его не было. Будем надеяться, пока. Все-таки он провел в «Зените» целую эпоху – от Морозова до Адвокаата.


«Ростов» надломил

– Александр, мы очень рады вас видеть!
– Я тоже очень рад вас видеть!
– Чем вы сейчас живете?
– Семьей, бытом. Сейчас пора на чем-то остановиться и заняться конкретным делом.
– С футболом закончено?
– Наверно, да (грустно улыбается).
– Форму как-то поддерживаете?
– Да, делаю пробежки.
– Расскажите про свой загородный дом.
– Обычный трехэтажный дом. Рядом – баня двухэтажная. Участок 41 сотка, 11 метров. Дел еще много – скажем, надо заниматься ландшафтными работами. Но дом жилой – мы уже провели там прошлую зиму. Так что приезжайте! (Улыбается.)
– Как жить без футбола?
– Тяжело. «Ростов» меня сильно надломил. У меня же была договоренность с руководством донецкого «Металлурга». Мы трижды встречались, меня были рады видеть в команде. Но «Ростов» настойчиво звал к себе. Подписал я там контракт, съездил на первый сбор в Турцию. Конечно, было тяжело – все-таки я много пропустил. Но под конец сбора, что называется, побежал, почувствовал мяч. Как-то радостно на душе стало. Но… Есть вещи, которые не укладываются в голове. Уже в аэропорту от генерального директора «Ростова» Шикунова я узнал, что главному тренеру Долматову я оказался не нужен. Поставили меня перед фактом. Я в шоке. Причем сам Долматов в этом же аэропорту от меня всячески скрывался, лично ничего не сказал. На этом моя карьера в «Ростове» и закончилась. Вот так. Как я понял, Долматову в команде не нужны личности. Так же поступили и с Тчуйсе, и с другими ребятами. Хотя, помню, играли на сборах с барнаульским «Динамо». Договорились с Долматовым, что отыграю во втором тайме сорок минут – как ни крути, много пропустил. Да и травм хотелось избежать. Сыграл. Честно говоря, никогда себя не хвалил, но тут остался собой доволен. Я не сделал ни одной потери. Да, может быть, еще не бежал. Но в целом выглядел не плохо. Пришел в номер, настроение хорошее! А оказалось, что не все так просто…
– Играли на фланге?
– Да, слева.
– Вы хотя бы для себя объяснили мотивы такого поступка?
– Перед играми на установке Долматов говорил так: первая лига – особый турнир, поэтому забудьте, где вы играли, забудьте о своих прежних заслугах. И смотрел почему-то на меня. Да, первая лига – это длинное, специфичное соревнование. Но есть конкретный матч, который надо играть и выигрывать. И так все время. Так что о мотивах могу только догадываться.
– У «Ростова» есть шансы вернуться в Премьер-лигу?
– Да. Все предпосылки для этого есть.
– В январе вам исполнилось тридцать три года. Еще играть и играть.
– Да. Но внутренне эта история меня очень подкосила. Я уже был близок к мысли, что надо заканчивать, как вдруг появился вариант с «Ростовом». Почувствовал, что могу, и могу хорошо. Но нет – мне как будто крылья подрубили. Но я не расстраиваюсь. Да, остался осадок. Бывает, смотришь футбол, и видишь себя на поле. Как-никак вся жизнь в футболе прошла. Но, с другой стороны, когда-то надо заканчивать. Хотелось, конечно, еще поиграть, но что поделать. Может, судьба такая. Я, в принципе, верю в судьбу…
– У вас был вариант с петербургским «Динамо».
– Да, был. Но до второй лиги я опускаться не хочу.
– Зато здесь, в Санкт-Петербурге.
– Без разницы. Либо играть в высшей лиге, либо в первой, решая серьезные задачи. Я не хочу просто играть в футбол. Наигрался уже. Мне нужны какие-то цели. Почему я и пошел в «Ростов». Перед командой стояла конкретная задача. А это – совершенно другие эмоции. В футбол же я могу пойти с ребятами побегать. Вот и все.

На клуб никаких обид нет

– Насколько сложным получилось для вас расставание с «Зенитом»?
– Тут палка о двух концах. «Зенит» поменялся – от него осталось только одно имя. Теперь это совершенно другая команда. Но это естественно, так везде происходит. Тяжело только то, что я много лет провел в «Зените». И то, что руководство клуба не попрощалось со мной. Все-таки я внес какую-то лепту в становление «Зенита». Вспоминая прошлые годы, могу сказать, что тогда не было таких денег. Не было всего того, что сейчас есть. Зато был коллектив. Причем очень дружный.
– Получается, чем больше денег, тем больше проблем?
– Нет, конечно. Деньги тоже очень важны. Я просто с удовольствием вспоминаю те времена. Мы приходили на тренировки к Юрию Андреевичу Морозову, и получали от этого колоссальное удовольствие. Интересно было. Кстати, сейчас я болею за московское «Динамо» Андрея Кобелева. Интересный футбол команда показывает. Да, может быть, пока не все очень организованно – разрывы большие, – но мне нравится. «Динамо» играет в том стиле, который проповедовал Юрий Андреевич.
– Я слышал, что вам предлагали пройти круг почета по «Петровскому», когда «Зенит» вернулся из Раменского после золотого матча.
– Я тоже слышал! Но мне никто не звонил. Никакой конкретности не было.
– Получается, за вами просто тихо закрыли дверь?
– Нет, почему – Александр Геннадьевич Поваренкин попрощался со мной.
– Грустно…
– Да. Я тут общался с ребятами из донецкого «Шахтера». Так там закончившим карьеру футболистам предлагают работу в селекционном отделе клуба. А это шесть, семь человек. Некоторые тренируют «Шахтер-2», «Шахтер-3». Кто-то работает в детских школах, училище олимпийского резерва. Люди отдали клубу по пять-шесть лет и после окончания карьеры остались при деле. Дело не в деньгах, а в отношении. Здесь, в Питере, наверно, такого никогда не будет. Хотя очень хочется надеяться.
– Но, согласитесь, всех бывших игроков трудоустроить невозможно. Приведу обратный пример – закончившего карьеру из-за травмы Дмитрия Макарова назначили начальником дублирующего состава «Зенита». Может быть, в вас просто говорит обида на клуб?
– Нет, никаких обид нет. А что мне обижаться? Я делал свое дело, клуб платил мне за это деньги. Мы вместе выигрывали и вместе проигрывали. Я не обижаюсь ни на одного тренера, ни на руководство. Каждый тренер видит команду по-своему, проповедует свою тактику, приводит своих игроков. На что здесь обижаться?
– Контракт с «Зенитом» у вас закончился 15 декабря прошлого года, тем не менее в золотом сезоне вас даже не подпустили к команде. Это тоже не задело?
– Мне сложно найти этому какое-то объяснение. Вспомните, при Адвокаате я сыграл всего один матч в основном составе – на Кубок с Читой. Все.
– А Дик что говорил по этому поводу? Или он вообще не склонен к подобного рода разговорам?
– Я ему таких вопросов не задавал. На мой взгляд, это совершенно не нужное дело – есть главный тренер, который и решает, кому выходить на поле. Раз Адвокаат считал, что есть кто-то сильнее, значит, это правильно. Какое я право имею приходить к тренеру и спрашивать, почему я не играю? Повторюсь, у меня нет никакой досады, ни одной черной мысли. Я благодарен футбольному клубу «Зенит», благодарен всему руководству, болельщикам, всем ребятам, с которыми общался. О «Зените» у меня остались самые светлые воспоминания. В Петербурге, играя в футбол, я открыл сам себя. И обо всех тренерах я сохранил самые теплые воспоминания. У того же Дика Адвокаата я что-то перенял, поучаствовал в интересном тренировочном процессе. На сборах, скажем, он акцентирует внимание на работе с мячом. Во главе угла – упражнения на точный пас. И это приносит свои плоды. Мяч быстрее бегает, чем футболисты.
– Нет ощущения, что вы что-то недосказали на футбольном поле?
– Конечно, хотелось бы выиграть первое место! (Смеется.) Но что поделать – судьба такая. Жизнь продолжается.
– Какой этап карьеры в «Зените» оставил самое яркое впечатление?
– Я думаю, когда мы завоевали серебряные медали. Второе место, конечно, не первое, но тем не менее. Немножко не дотянули.
– Петржела мог дать «Зениту» еще больше?
– Я думаю, мог.
– Почему же он так и не смог стать чемпионом России?
– Я думаю, в последнее время игроки сели Петржеле на голову. От этого и все проблемы. А так он очень интересный специалист. Боровичка, как второй тренер, тоже сильный профессионал. Он мог здорово подготовить команду.
– Петржела мог вас выгнать.
– Мог. Но у всех бывают ошибки, что здесь такого? Даже если бы Петржела меня выгнал, я бы не пропал.
– В Петербурге у вас не все шло гладко – даже несмотря на то, что вы выигрывали медали, участвовали в финале Кубка Интертото и Кубка России. Жизнь складывалась не просто. Не надломило ли это вас? Может быть, именно по этим причинам вы не сказали последнего слова в «Зените»?
– Нет, не надломило. Просто настал период, когда я надоел в команде (смеется). Я считаю, что сделал только одну ошибку, когда не остался в донецком «Металлурге». Повторюсь, мне предлагали достойный контракт, ко мне очень тепло отнеслось руководство клуба. Вице-президент «Металлурга» сказал, что после того, как отыграю год, останусь в структуре клуба. Было очень приятно. Но я решил попытать счастья в «Ростове»… Да, были тяжелые моменты в жизни. Были и хорошие. Но это естественно.
– 13 мая исполнилось бы 74 года Юрию Андреевичу Морозову. Часто его вспоминаете?
– Да, часто. Он очень многое сделал для питерского футбола. Можно сказать, что вернул большой футбол Санкт-Петербургу. Да, он был не простым человеком. Мог накричать, мог и обласкать. Интересный человек. Своеобразный, но очень интересный! Я с удовольствием с ним работал. Недавно ездили к нему на кладбище – Костя Лепехин, Валера Цветков, Боря Горовой и я. Проведали. Памятник красивый клуб поставил... Помню, в Финляндии на сборах Юрий Андреевич каждому игроку давал резюме. На мне остановился и говорит: «А тебя, Спивак, я бы убил!» (смеется). А после победы над ЦСКА 6:1 поехал я в сборную Украины. В Конча-Заспе вызывает меня Лобановский. «Как ты?» – спрашивает. А на него смотришь, и душа в пятки! «Нормально», – отвечаю. «Как Юрий Андреевич?» Они же друзья огромные были!

Победа в Кубке УЕФА – заслуженный успех

– Какие ощущения вы испытали после победы «Зенита» в Кубке УЕФА?
– Естественно, огромную радость! За команду, за руководство. За Петербург и всю Россию! Команда великолепно играла в этом розыгрыше, без провалов и спадов. Так что победы следовало ожидать. Это заслуженный успех!
– В августе «Зениту» предстоит сразиться с «Манчестер Юнайтед» за Суперкубок Европы. Как бы вы оценили шансы петербургской команды в противостоянии с победителем Лиги чемпионов?
– Это очень серьезный уровень! Конечно, мы будем надеяться на победу, но надо понимать, что «Манчестер» – это не «Глазго Рейнджерс». Будет здорово, если ребята сумеют завоевать еще один европейский трофей, но даже сам факт противостояния с таким клубом уже заслуживает уважения. Шансы? Я думаю, 70 на 30 в пользу английского клуба. Почему? Просто «Манчестер» – очень сильная команда.
– Сложно выстраивать новую жизнь, без футбола?
– Да, это действительно сложно. Но я давно пришел к выводу, что надо чем-то заниматься. Нельзя сидеть на месте. Я как-то побыл дома неделю, так столько мыслей навалилось! Тяжело все это – воспоминания, поиск себя. А тут если еще футбол посмотришь, так совсем кошки на душе скребут, больно становится. Но надо переходить в новое качество. Все будет хорошо. Главное, чтобы было здоровье – у родителей, близких, у семьи, у меня.
– Есть ли какие-то конкретные планы?
– Естественно. Недавно вот Ване девять месяцев исполнилось, первый зубик прорезался. У меня в Донецке сын есть. Хочу поехать туда и забрать, как в школе каникулы начнутся. Съездим куда-нибудь. Я же раньше времени ему совсем не уделял… Много планов. В Донецке есть бизнес, в Петербурге идут дела. Так что есть чем заниматься. На диване не валяюсь (улыбается). По тому же дому надо много вопросов решить. Надо, чтобы все было с иголочки. Важно вовремя принять решение. Началась новая жизнь. После «Ростова» я понял, что не буду искусственно продлевать свой футбольный век. Меня, кстати, приглашали в первую лигу, в кемеровский «Металлург-Кузбасс». Но зачем мне это надо? Чтобы еще полетать на самолетах? Что я там наиграю, без целей и задач? В футбол я наигрался! Причем все время выступал на высшем уровне – четырнадцать лет провел в высших дивизионах! Не хочу опускаться. Смысла не вижу.

Алексей АНДРИАНОВ

Автор: 653038